Почти все опрошенные «Клоопом» транспортные компании, владеющие маршрутными такси в Бишкеке, говорят, что ожидаемое повышение стоимости проезда с 8 до 10 сомов не покроет все их нужды. Сегодня «маршрутники» считают оптимальной стоимость в 15 сомов за проезд.

Стоимость проезда в маршрутках должна быть выше 10 сомов — так считают 8 из 9 транспортных компаний, опрошенных журналистами «Клоопа».

Компании объясняют это тем, что цены на бензин и ремонт машин растут, а стоимость проезда не повышалась уже почти четыре года.

Всего в Бишкеке действует 48 компаний, которым принадлежат маршрутные такси – самый популярный вид общественного транспорта в столице.

Две трети опрошенных «Клоопом» компаний считают оптимальной стоимость в 15 сомов за проезд.

По их мнению, повышение стоимости почти в два раза позволит покрыть расходы на топливо и ремонт, а также обеспечить пассажирам более комфортные условия.

«Большинство [водителей] клиентов набивают, стоя ездят. Если бы нормальные сиденья поставили, нормальный проезд был бы – нормально возили бы в креслах», – сказал представитель транспортной компании «Дордой-Транс».

Представитель компании «Айрус-транс-сервис» считает, что планирующееся повышение цен до 10 сомов не соответствует сегодняшнимценам на бензин.

С ним согласен директор бишкекского агентства транспортных предприятий «Лига», считающий, что тариф на проезд должен составлять 20 сомов.

Стоимость проезда в маршрутных такси Бишкека регулируется городскими властями несмотря на то, что почти все они принадлежат частным компаниям.

В последний раз проезд становился дороже в июне 2008 года – с 5 до 8 сомов.

Бишкекская мэрия обещает повысить стоимость проезда до 10 сомов в течение 2012 года, но точные сроки вступления новых цен пока неизвестны – своё окончательное одобрение должен дать бишкекский городской кенеш.

Сегодня транспортное управление при бишкекской мэрии признает необходимость повышения цен.

Глава управления Геннадий Милицкий – как и руководители транспортных компаний – указывает в числе причин возможного подорожания рост цен на топливо и ремонт.

Городские власти не могут объяснить, почему они решили повысить тариф именно до 10 сомов, а не выше, как того требуют транспортные компании.

«Какая будет стоимость, будет, в первую очередь, решать антимонопольный комитет. […] И после того, как он даст заключение вся информация будет передана в городской кенеш. На сегодняшний день антимонопольный комитет своего решения не вынес», – сказал Милицкий.

Некоторые пассажиры недовольны грядущим возможным повышением — бишкекчанка Минара Оскулова говорит, что при всеобщем росте цен зарплата у неё осталась прежней.

Студентка Айгуль Жапаркулова считает, что в стране слишком высокий уровень безработицы, чтобы государство повышало стоимость проезда в транспорте.

Другие пассажиры говорят, что не против повышения стоимости, но власти должны сохранить льготы для пенсионеров и внедрить льготы для студентов.

«Пенсионеры — самая незащищенная наша [часть общества], у студентов тоже стипендия маленькая», — говорит пассажир Виктор Белолосов

Есть в Кыргызстане и сторонники полной либерализации цен — директор Центральноазиатского института свободного рынка (КАФМИ) Мирсулжан Намазалиев считает, что стоимость проезда должна быть свободной и регулироваться только самими транспортными компаниями.

Как вы считаете, какой должна быть стоимость проезда в маршрутке? Кто её должен устанавливать? Сколько вам не жалко отдать за проезд? Оставьте свои мнения, используя форму для комментариев ниже.

Авторы: Севара Марасулова, Эртабылды Икрамидинов и Эмирлан Жакшыбаев

Редакторы: Зарема Султанбекова и Бектур Искендер