Делегаты из Кыргызстана приехали в Пекин на двухдневные переговоры с китайскими властями. Главным вопросом для обсуждения станет строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан.

Кыргызские чиновники во главе с министром транспорта и коммуникации Калыкбеком Султановым прибыли в столицу Китая — Пекин — для проведения переговоров о строительстве железной дороги, сказала советник посольства Кыргызстана в Пекине Актилек Мусаева.

Диалог с кыргызскими делегатами будет вести министерство коммуникации Китая и представители Китайской ассоциации подрядчиков, куда входит компания «Чайна Роад энд Бридж Корпорэйшн», которая согласилась бесплатно подготовить технико-экономическое обоснование по строительству дороги.

Основными темами для обсуждения между двумя странами, предположительно, станут технические характеристики железной дороги и финансирование строительства, сказал ранее посол Китая в Кыргызстане Ван Кайвэнь.

Китай использует стандарт железнодорожной колеи шириной 1435 миллиметров, в то время как в странах Содружества независимых государств распространена «русская колея» шириной 1520 миллиметров.

Пекин хочет договориться с кыргызскими и узбекскими властями об использовании их стандарта на территории Центральной Азии, чтобы на кыргызско-китайской границе не возникало проблем с переходом с китайского типа рельс на «советский».

Кайвэнь сказал в интервью радио «Азаттык», что Китай и Кыргызстан должны договориться в какой форме будет финансироваться строительство — Китай готов предоставить кредит на прокладку железнодорожных путей, но не уверен в том, что Кыргызстан сможет гарантировать возврат денежных средств.

В прессе неоднократно появлялись материалы о том, что Китай попросит от Кыргызстана месторождения Сандык и Жетим в Нарынской области и месторождение Иштамберды в Джалал-Абадской области.

Средства массовой информации ссылаются на анонимный источник в кыргызском министерстве транспорта, либо на депутата Райкана Тологонова, который делал подобные заявления со ссылкой на «Чайна Роад энд Бридж Корпорэйшн».

Китай при этом не заявлял официально о требованиях, которые может предъявить Кыргызстану для выплаты кредита на строительство железнодорожных путей.

Кыргызские власти от комментариев воздержались, заявив, что прокомментируют после завершения переговоров в Пекине.

Власти Кыргызстана надеются, что строительство дороги положительно скажется на развитии туризма и торговли, а также укреплении экономических отношений между странами, которые свяжет новая транспортная магистраль, пишет радио «Азаттык» со ссылкой на Каната Абдыкеримова, начальника Управления и проектирования строительства железных дорог госпредприятия «Кыргыз темир жолу».

Переговоры о строительстве железной дороги Кыргызстан ведет более 10 лет. Путь Китай-Кыргызстан-Узбекистан нацелен на соединение китайских дорог с европейскими через Центральноазиатский регион.

Фото с сайта министерства путей сообщения Китая
Редактор: Элдияр Арыкбаев
Авторы: Евгений Погребняк