Нави Пиллай, верховный комиссар ООН по правам человека, считает несправедливым судебное разбирательство по делу правозащитника Азимжана Аскарова, пожизненно осужденного за убийство милиционера во время межэтнического конфликта на юге Кыргызстана. Она призвала генпрокурора пересмотреть дело, но получила отказ.

Пиллай рассказала об итогах своего визита в Кыргызстан на встрече с журналистами, на которой заявила, что считает несправедливым судебное разбирательство по делу правозащитника.

«Дело Аскарова продемонстрировало явные нарушения справедливого судебного разбирательства», – сказала верховный комиссар.

Пиллай заявила, что никаких доказательств вины правозащитника, кроме показаний свидетелей, нет.

Она отметила, что попросила генпрокурора Аиду Салянову пересмотреть дело.

Салянова ответила, что пересмотр уголовного дела – работа суда, говорит Пиллай.

«Я требую соблюдения гарантий справедливого судебного разбирательства и презумпции невиновности», – сказала верховный комиссар.

Пиллай провела в Кыргызстане два дня.

Она встретилась с президентом Алмазбеком Атамбаевым, министром внутренних дел Зарылбеком Рысалиевым, генпрокурором Аидой Саляновой, мэром города Ош Мелисом Мырзакматовым, а также омбудсменом Турсунбеком Акуном.

Говоря о ситуации с правами человека в Кыргызстане, она заявила, что в стране продолжают встречаться случаи пыток и дискриминации, но отметила положительные сдвиги в законодательстве.

Международная критика

Аскаров — этнический узбек из Джалал-Абадской области, занимавшийся борьбой с пытками в правоохранительных органах — был приговорён к пожизненному сроку сначала судами низших инстанций в 2010, а затем и Верховным судом Кыргызстана в 2011 году.

Его обвинили в «разжигании межнациональной розни» и убийстве милиционера Мыктыбека Сулайманова во время этнического конфликта между кыргызами и узбеками на юге Кыргызстана в июне 2010-го.

Ряд международных правозащитных организаций, включая «Международную амнистию», подверг критике преследование Аскарова, заявив, что процесс по его делу шёл с существенными нарушениями — вердикт был вынесен на основании показаний милиционеров, а к правозащитнику «применялись пытки».

Нью-йоркский Комитет по защите журналистов заявлял, что у милиции Кыргызстана «было много причин преследовать Аскарова».

«Своими расследованиями фактов коррупции и нарушений прав человека правоохранительными органами на юге Кыргызстана он не раз ставил местных чиновников в затруднительное положение и портил им карьеры», — писал КПЖ в одном из своих отчётов.

Новые свидетельства

В мае 2012 года адвокат Аскарова Евгения Крапивина заявила, что защита смогла нотариально заверить показания около 10 новых свидетелей.

Все они утверждают, что правозащитник не присутствовал на мосту в селе Базар-Коргон, где во время этнического конфликта в июне 2010 года погиб милиционер Сулайманов.

Защита Аскарова подала ходатайство в Джалал-Абадскую областную прокуратуру о возобновлении процесса над правозащитником по вновь открывшимся обстоятельствам, но получила в начале июле 2012 года отказ.