Законопроект о защите детей от информации, причиняющей вред их развитию вызвал вопросы среди правозащитников — одни считают его «туманным», другие называют цензурой. Инициаторы говорят, что текст закона скопирован с российского аналога, который призван упорядочить доступ детей к информации.

Трактовки в законопроекте «туманны» — такой позиции придерживается директор общественного фонда «Институт медиа полиси» Бегайым Усенова.

«Тот или иной продукт будет признаваться запрещенным по данному закону, в то время, как практически такой же продукт будет разрешен. Это всё на усмотрение одного органа, который может быть субъективным», — говорит Усенова.

Медиа-эксперт Александр Кулинский считает, что этот законопроект фактически создает «цензуру» для средств массовой информации и интернета.

«Этот законопроект может стать серьезным оружием в руках властей против средств массовой информации, в особенности против интернета», — говорит Кулинский.

Эсперт также подчеркивает «расплывчатость» терминологии в законопроекте. По его словам под формулировки можно подогнать все, что угодно, и это приведет к тому, что СМИ начнут сами отказываться от какой-либо информации, чтобы не иметь проблем с государством.

«Предположим, СМИ считало, что эта информация безопасна для подрастающего поколения, а власти могут настаивать на том, что она была вредна и на этом основании закрыть средство массовой информации, лишить лицензии на вещание», — пояснил Кулинский.

«Не цензура, а ограничение»

Речь не идёт о тотальном запрете или ограничении, говорит депутат Наталья Никитенко, которая является одним из инициаторов законопроекта.

По её словам, законопроект нацелен на то, чтобы уменьшить вред от информации, а не закрыть доступ к ней — информация будет помечаться специальной маркировкой, которая должна составлять 15 процентов от площади экрана при трансляции по телевизору.

«Принимать решения о запрете будут все равно родители, которые могут обеспечить доступ к просмотру фильмов или сайтов, обратив внимание на предупредительные маркировки», — говорит Никитенко.

Народная избранница говорит, что наказание за несоблюдение норм маркировки пока не определено — сама инициатор предлагает привлекать нарушителя к административной ответственности.

Справка-обоснование к законопроекту гласит, что идея нормативного акта лежит в «обеспечении безопасности несовершеннолетних от информации, причиняющей вред их физическому, психическому, социальному, нравственному и духовному здоровью и развитию».

Вредная информация может распространяться через печатную, аудио, и аудиовизуальную продукцию, электронные и компьютерные игры, которые, по мнению инициаторов законопроекта, пропагандируют насилие, жестокость, порнографию и антиобщественное поведение.

Российский аналог

Правозащитники утверждают, что текст законопроекта скопирован с российского, который был принят в июне 2012 года.

Посмотреть российский закон

Скачать кыргызский законопроект

Скачать сравнительную таблицу

В таблице приведены оригинальные тексты закона и законопроекта без исправлений.

Редактор: Александра Ли

1 КОММЕНТАРИЙ

комментарии закрыты.