Адвокат Леонид Лужанский рассказал Kloop.kg подробности дела по гибели Садыркулова, экс-руководителя аппарата президента Бакиева. Суд по делу свергнутого президента Кыргызстана Курманбека Бакиева и его брата – Жаныша, в рамках которого также рассматривается их причастность к убийству чиновника, начнется в конце ноября.

Садыркулов погиб в марте 2009 года, вскоре после своей отставки. За несколько месяцев до своей гибели экс-руководитель аппарата президента получил посылку с отрезанными пальцами и ушами, предположительно отправленную по приказу Жаныша Бакиева.

Изначально правоохранительные органы Кыргызстана заявляли, что Садыркулов погиб в автокатастрофе под Бишкеком, после того, как его джип «Лексус» столкнулся с легковой «Ауди».

После революции 2010 года, правоохранительные органы выдвинули версию о том, что авария была инсценирована, а Садыркулов был убит по приказу главы службы госохраны Жаныша Бакиева, брата президента, с которым у него в последние годы жизни серьёзно испортились отношения.

Редакция Kloop.kg публикует интервью с адвокатом Леонидом Лужанским, представителем семьи Садыркуловых в суде, который рассказывает об отношениях Медета Садыркулова с Жанышем Бакиевым и о начинающемся рассмотрении дела по Бакиевым.

Kloop.kg: Почему дело по Бакиевым было выделено в отдельное производство?

Лужанский: Приговор по делу в отношении Курманбека и Жаныша (Бакиевых) выделен в отдельное производство, чтобы не «испортить» приговор по делу Садыркулова.

Заочный приговор легче отменить вышестоящим судом. Заочное решение есть заочное решение: человек не знает, не предупрежден, ему не разъясняются его права, ему не предлагается заявить отвод судье и прочее. Что позволяет с чистой совестью отменить приговор.

Курманбек тоже совершил преступление. Садыркулов узнал, что Жаныш подарил ему отрезанные человеческие уши и пальцы на Новый год. Он отправился к президенту, тот позвал Жаныша и попытался их помирить. Фактически президент укрыл преступление.

Kloop.kg: Прежде всего это был конфликт Жаныша и Садыркулова?

Лужанский: Да, это был серьезный постоянный конфликт.

Kloop.kg: Они делили какие-то сферы влияния?

Лужанский: Влияние на президента. Если Садыркулов был руководителем аппарата президента, то Жаныш долгое время был никем. До того как был назначен главой Службы госохраны (СГО) и стал чиновником, с которым начали считаться, а не просто братом Бакиева. Сам Курманбек неоднократно говорил, чтобы прислушивались и выполняли указания начальника СГО. Вот и выполняли.

Все три громких дела последнего времени взаимосвязаны: дело по событиям апрельской революции седьмого апреля, по убийству Садыркулова и дело по обвинению Жаныша и Курманбека. Это 54 тома.

12 из них – инициированое ДТП (автомобильная авария, в которой якобы погиб Медет Садыркулов, экс-руководитель аппарата Бакиева, и его попутчики), Осмонов (водитель «Ауди»), которого позже убили, и который якобы совершил ДТП 13 марта 2009 года. Но тогда, когда машину подожгли и начал гореть пластик, от высочайшей температуры никто не смог столкнуть в овраг этот «Лексус» .

14 марта я приехал на место происшествия и сразу заявил, что это не ДТП: водитель сидел на пассажирском сидении. К тому же, когда человек сгорает, он принимает «позу боксера», сжимаясь в комок. А Садыркулов сидел ровно, как «солдатик». Осмонов же успел покинуть «Ауди», и вообще не пострадал. Машины просто пододвинули друг к другу и подожгли, но не смогли сбросить.

Kloop.kg: На какой приговор рассчитывает обвинение? Будет ли он складываться суммарно?

Лужанский: Да, приговор будет складываться суммарно, согласно законодательству. Обвинение предъявлено.

Kloop.kg: Если какой-нибудь смысл в предоставлении защитников в отсутствие обвиняемых?

Лужанский: Это право обвиняемых. Невозможно выносить приговор заочно без стороны защиты. Адвокаты назначены бесплатно. Ни Курманбек, ни Жаныш заключать договор с адвокатами не будут. Ведь заключение договора с адвокатом это уже второстепенное признание вины.

Kloop.kg: Вы можете дать прогноз относительно того, какой срок заключения будет требовать обвинение для Бакиевых? Начнется ли новая волна требования экстрадиции?

Лужанский: Сейчас Бакиева ищут по постановлению простого следователя. Мы же проведем это дело через три суда. Когда будет приговор верховного суда, вступивший в законную силу, то как обещал нам Бекназаров,

Жаныша «вытащат» сюда через международные организации. Насчет Курманбека сложнее, поскольку его не лишили статуса экс-президента. Постановление простого следователя не так убедительно, как постановление Верховного суда республики.

Ведь по международной версии они подвержены политическим гонениям. А, если мы докажем, что Жаныш — организатор убийства Садыркулова, то ему уже труднее будет иметь неприкосновенность. Тогда мы попросим выдать его как уголовщика, а не как потерпевшего от политического режима.

Kloop.kg: Что ждет Жаныша в случае возвращения в Кыргызстан?

Лужанский: Приговор, вступивший в законную силу, который он имеет право обжаловать.

Заочный суд всегда не очень законный, потому что нарушаются конституционные права на защиту.

Kloop.kg: Получается, что в деле Бакиевых Жаныш — главное действующее лицо?

Лужанский: Главное действующее лицо, исполнительное лицо. А Курманбек попускал. Накажи Курманбек брата в истории с пальцами, не было бы убийства Садыркулова.

Kloop.kg: Начинающееся дело Бакиевых будет таким же долгосрочным?

Лужанский: Оно будет или короче или длиннее. Либо его не спустят на тормоза, боясь вынести приговор и пострадать за это. Ведь у судей существует ответственность за вынесение неправосудного приговора.

Kloop.kg: Могут ли нынешние власти влиять на суд?

Лужанский: Пока что могут. Может быть использован и административный ресурс. Любая власть в самом слабом государстве сильнее физического лица, каким сильным оно бы ни было.

Kloop.kg: Есть ли давление со стороны власти? Если не прямое, то косвенное.

Лужанский: Вы задаете очень провокационный вопрос. Была предыдущая власть, было дело Осмонова. Ни одного моего ходатайства тогда не приняли. На выходе из зала суда, вынесшего обвинительный приговор, я сказал ему: Осмонов, ты подписал себе приговор. Он ответил: Я знаю. У меня выхода другого нет.

Kloop.kg: Скажите, а семья Садыркулова участвует в процессе?

Лужанский: Я представляю интересы семьи с самого начала этого дела. Они следят за процессом по интернету. Жена Садыркулова участвовала в заседании, когда было необходимо ее присутствие. После этого она сказала мне «на этот шоу-бизнес я больше не пойду». Айнагуль Токтогуловна очень сильная женщина. Она же получила ту самую посылку с пальцами, сначала не показав ее мужу.

Редактор: Александра Ли