Снимок экрана от 2013-07-04 14:11:44

Количество подростковых беременностей в Кыргызстане за последние шесть лет выросло больше, чем в полтора раза. Специалисты называют одной из причин проблемы недостаточное сексуальное воспитание в школах.

16-летняя бишкекчанка Алина (имя изменено) ведет на встречу свою полуторогодовалую дочь, пока в доме тихо спит младенец, рожденный за неделю до интервью.

Девушка познакомилась со своим будущим сожителем на дискотеке, когда ему было 29, а ей 14. Через месяц они стали вместе жить, и Алина забеременела.

Ей повезло — обе беременности прошли без осложнений, а дети родились здоровыми.

Девушке пришлось оставить школу, не закончив 9 класс.

«Я продолжала учиться во время беременности, но уже когда живот вырос, было стыдно перед сверстниками и учителями», — говорит Алина.

Она с улыбкой рассказывает, что семью содержит муж, а сама она сидит дома и ухаживает за детьми. Девушка говорит, что любит своего сожителя и совсем не жалеет о том, что рано забеременела.

«Если есть партнер, который любит и хочет ребенка, пусть рожают, не боятся», — советует Алина своим ровесницам.

В то же время молодая мама говорит, что свою дочь будет воспитывать так, чтобы она начинала вести половую жизнь не раньше 17 лет.

«Муж мусульманин. Только после свадьбы. Нужно, чтобы мы знали ее парня, с кем она встречается», — говорит Алина.

Ее воспитывала бабушка. Девушка едва ли может назвать контрацептивы, кроме презервативов и противозачаточных таблеток.

С какого возраста можно рожать?

Подростковый гинеколог Ленинского района Бишкека Лола Давлетова рассказывает, что случай Алины — действительно на редкость счастливый с точки зрения безопасности для здоровья.

«Беременность в юном возрасте нежелательна. Потому что у ребенка [юной матери] только складываются физиологические функции, созревание происходит. Матка еще неспособна выращивать ребенка. Мать сама еще является юным организмом, который неспособен дать будущему своему ребенку все необходимые вещества», — говорит гинеколог.

Давлетова советует планировать беременность только после 18 лет или даже с 20.

Гинеколог отмечает, что подростковые беременности чаще всего не запланированы и могут привести к кровотечениям у матери, ранним и поздним гестозам — расстройствам органов и систем организма.

«Сами дети очень слабенькие рождаются», — говорит Давлетова.

Гинеколог настаивает на том, что при подростковой беременности безопаснее родить, чем сделать аборт.

Она рассказывает, что девочки, обнаружившие свою беременность, зачастую приходят к гинекологу в сложном психологическом состоянии: «Для них это паника, для них это неизвестность. Начинаем рассказывать, объяснять, как проходит беременность».

Гинеколог считает, что в школах Кыргызстана — и особенно в сельской местности — необходимо увеличить объём уроков сексуального воспитания: «В сельской местности, может быть, эта информация, недоступна. Желательно, конечно, чтобы в школах это преподавали».

Ежегодно умирает одна девочка

За последние шесть лет показатели подростковых беременностей в стране выросли в 1,6 раза — эти данные предоставила главный внештатный подростковый гинеколог Департамента здравоохранения Бишкека Альфия Самигуллина.

1,2 процента от общих родов в Кыргызстане приходятся на девочек от 15 до 17 лет.

«Их не так много, получается. Но самое главное, что беременность у них протекает сложнее. Она дает больше осложнений, она не дает практически здоровых детей. Здоровых там буквально не больше десяти процентов», — говорит специалист.

Самигуллина отмечает, что из-за осложнений во время беременности или родов ежегодно в Кыргызстане умирает одна девочка-подросток.

Она говорит, что сказать однозначно, что лучше при подростковой беременности — аборт или роды — сложно, так же как и назвать точный возраст, когда женщина способна выносить и родить ребенка.

«Есть у нас сейчас безопасные аборты — это медикаментозный аборт и вакуум-аспирация, которые дают минимум осложнений, но сказать, что они абсолютно безопасны, тоже невозможно», — рассказывает гинеколог.

За последние шесть лет показатели подростковых беременностей в стране выросли в 1,6 раза.
За последние шесть лет показатели подростковых беременностей в стране выросли в 1,6 раза.

Она вспоминает, что раньше в кыргызстанских школах был курс «Культура здоровья», который преподавали медики, но ставку убрали, и теперь такие уроки ведут классные руководители, не имеющие медицинского образования.

«Они [школьные учителя] хорошо не разбираются в этой теме. У подростков очень много каверзных вопросов, на которые преподаватели боятся отвечать или стесняются отвечать. И это привело к тому, что кроме как на физиологии и биологии эти вопросы никак не освещаются», — говорит Самигуллина.

Специалист также отмечает как причину подростковых беременностей кражу невест и влияние религии — обряд нике, который возможно совершить раньше достижения 18 лет.

ДУМК не поощряет

Опрошенные специалисты отмечают, что основными противниками сексуального воспитания в школах выступают духовные лидеры.

Однако пресс-секретарь Духовного управления мусульман Кыргызстана (ДУМК) Эсен Омуракунов уверяет, что религия не поощряет подростковые беременности и не против уроков о сексе в школах.

«Отрицательно относится ДУМК к ранним беременностям. Потому что сейчас люди не то, что в детском возрасте, взрослые люди не готовы к семейной жизни. Поэтому самое главное — готовность человека в физическом, психологическом, интеллектуальном плане», — говорит Омуракунов.

Депутаты спорят

Парламентарии Кыргызстана разошлись во мнениях по поводу того, нужно ли вводить в школах уроки сексуального воспитания.

Депутат от фракции «Ата-Журт» Жылдыз Жолдошева поддерживает необходимость подобных уроков в школах.

«Вы правильно вопрос подняли, мы все должны бороться», — говорит Жолдошева.

Депутат считает, что министерство образования не уделяет достаточного внимания сексуальному воспитанию подростков.

Беспартийный депутат Нарынбек Молдобаев согласен с коллегой.

«То, что нужно их просвещать, это надо, естественно, потому что детский организм раньше созревает, чем их разум. […] То, что у нас, в мусульманских странах, раньше в 9—12 лет брали замуж девчонок, никто не скрывает, это было, это не отнять. Но сейчас в цивилизованном мире, я считаю, что просвещение нужно», — считает он.

Похожего мнения придерживается парламентарий от СДПК Галина Скрипкина, но она отмечает, что внедрение уроков сексуального воспитания в школах может быть неправильно воспринято обществом: «Два или три года назад попытался это сделать [Борис] Шапиро, возглавлявший фонд против СПИДа. Он попытался ввести такие семинары в школах для того, чтобы научить деток бороться со СПИДом, но это было воспринято негативно».

Скрипкина сомневается, что в Кыргызстане получится ввести подобные уроки из-за общественных стереотипов.

Действительно, ее коллега депутат от партии «Ар-Намыс» Турсунбай Бакир уулу, известный своими консервативными взглядами, выступает категорически против уроков сексуального воспитания в школах.

«В свое время я был одним из самых ярых противников учебника Шапиро. Категорически нельзя, это нужно в семье воспитывать. У нас же сейчас семья отошла от воспитания. Поэтому в школах я категорический противник введения этих уроков […] Детей обучать вариантам секса и как пользоваться презервативами нельзя категорически. Это все влияние запада, у нас не запад, у нас восток», — говорит он.

Бакир уулу приводит в пример страны Европы и США, где сексуальное воспитание преподается в школах.

«Ну и что? Массовый разврат», — считает парламентарий.

Он предлагает альтернативу — уроки нравственности, на которых бы преподавались основы семьи, того, как мужчина должен относиться к женщине, а женщина к мужчине.

«Не обучение сексу»

Одна из самых активных организаций, выступающих за введение уроков сексуального воспитания в кыргызстанских школах — Фонд ООН в области народонаселения.

Его исполнительный представитель Медер Омурзаков рассказывает, что ежегодно в Кыргызстане рожают около полутора тысяч девочек в возрасте от 15 до 17 лет.

Он отметил последствия раннего материнства — девочки бросают учебу, становятся экономически и социально уязвимыми, подвергаются домашнему насилию.

«В итоге они [юные матери] не могут реализовать полностью свой потенциал», — говорит Омурзаков.

Он настаивает на важности уроков сексуального воспитания в школах и объясняет, что они не хотят, чтобы школьников обучали сексу.

«Сексуальное воспитание обучает тому, какие происходят изменения в организме подростков. Оно обучает гигиене тела, сексуальное воспитание говорит о том, что нельзя вступать рано в половую жизнь, и сексуальное воспитание готовит молодых людей к будущей семейной жизни», — рассказывает он.

Омурзаков подчеркивает, что кыргызстанское общество и политики неправильно воспринимают подобные уроки.

«Когда они слышат словосочетание “сексуальное воспитание”, многие часто у нас в обществе думают, что это обучение сексу, но это неправильно», — говорит он.

Знания предоставляются

Статс-секретарь министерства образования Калыс Шадыханов сообщил в ответе на запрос, что ведомство ведет активную работу по просвещению кыргызстанской молодежи в области репродуктивного здоровья.

Он ссылается на законы «Об образовании», «Об основах государственной молодежной политики» и «О репродуктивных правах граждан».

«В учебные планы ряда учебных заведений включены программы и спецкурсы по формированию здорового образа жизни, включающие тематические разделы по репродуктивному и сексуальному здоровью», — написано в сообщении.

Согласно ответу министерства, школьные преподаватели 1—11 классов занимаются сексуальным воспитанием на уроках «Культура и здоровье», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Семья и школа вместе», «Человек и общество», а также на этике и биологии.

«Кроме того, в учебных заведениях организовано проведение цикла лекций, бесед, семинаров по вопросам формирования здорового образа жизни и профилактики вредных привычек совместно с органами здравоохранения», — говорится в ответе Шадыханова.

Школы сотрудничают с неправительственными организациями, но чаще всего вопросы секса разъясняются учителями. Поэтому министерство образования отправляет своих сотрудников на курсы повышения квалификации.

«Педагоги прошли курсы повышения квалификации, а также тренинги по внедрению гендерных аспектов в семейное воспитание через общеобразовательные программы», — сообщает министерство.

Всего более подробно ознакомились с вопросами охраны материнства и детства 52 400 учителей.

Сейчас министерство реализует проект «Здоровое поколение», целью которого является предоставление учителям, школьникам и их родителям объективной информации о физическом и психическом развитии организма.

Министерство образования однозначно не ответило, считает ли оно, что было бы эффективнее, если бы во всех школах Кыргызстана уроки сексуального воспитания вели профессиональные медики.

«Парадоксальные уроки»

Небольшой опрос кыргызстанской молодежи, не так давно окончившей школы, показал, что уроки, которые проводятся в школах учителями «бесполезны».

Пользователь соцсети «Фейсбук» Улугбек Акишев пишет, что уроки о сексе в его бишкекской школе заключались в нескольких фразах: «Предохраняйтесь», «Обследуйтесь у уролога/гинеколога», «Рожать юным опасно», «Аборты могут вам навредить и больше вы не родите», «Нужно говорить об этом с родителями», «Держите презервативы — они бесплатные».

«В общем, парадоксальные уроки, которые ничего не дали, кроме халявных презервативов. Все, что знаю о сексе, познавал сам, а не на уроках убогих НПОшек Кыргызстана и таких же убогих международных организаций», — делится он.

Азат Орозбаев учился в городе Караколе Иссык-Кульской области — он пишет, что классные часы о репродуктивном здоровье стали проводить только после случая, когда учеников застали за половым актом на школьном чердаке.

«К своему удивлению я был единственным ребенком осведомленным о сексе, так как мама провела разговор со мной на эту тему еще в 10 лет», — говорит он.

Бишкекчанин Рахат Калпаев рассказывает, как именно на уроках анатомии порой затрагивают тему секса: «Если по мне, то я даже не помню об этих разговорах с преподавателями. Помню был дедушка-педагог по уроку анатомии, который все время демонстрировал мастер-класс по натягиванию презиков [презервативов]» .

«Лучше бы мне рассказали»

17-летняя Ольга (имя изменено) воспитывает своего годовалого сына одна — сожитель оставил ее спустя две недели после родов.

Девушка познакомилась с 24-летним отцом своего будущего ребенка, когда ей было 16 — он приехал в дом ее родителей покрасить машину.

Ольга рассказывает, что ребенок был желанным. Пара стала вместе жить, планировать свадьбу и детей. Девушке пришлось бросить школу, не закончив 9 класс.

«Это по моей глупости, я хотела взрослую жизнь начать раньше», — делится она.

Ольга дважды лежала на сохранении во время беременности из-за кровотечений и родила 8-месячного ребенка.

«Это из-за мужа, я много-много плакала и нервничала. Говорили, что выкидыш будет», — рассказывает девушка, с трудом сдерживая слезы.

Молодая мама говорит, что если бы у нее была возможность повернуть время вспять, она бы не стала рано начинать вести половую жизнь. Ольга жалеет, что ей никто подробно не объяснил, что такое секс, и к чему он может привести: «Нам это не объясняли. Лучше бы рассказывали, знали бы уже, что это вообще такое».

Она мечтает обрести независимость от родителей и стать юристом.

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Удивительно, никого не удивил тот факт, что в обоих случаях огромные дядки один 29 лет, второй 24 лет имели половые сношения с несовершенолетними. Это называется педофилизм. это тяжкое уголовное дело. А Клооп как всегда на второстепенные факты акцентирует, а нен а основу. Сажать этих ублюдков надо, а не девочек учить, Презерватив или иная контрацепция никогда 100% гарантии не дает.

  2. полностью согласна с Тынчтыком, еще момент, я не согласна с Улагбеком Акишевым его фраза » Все, что знаю о сексе, познавал сам, а не на уроках убогих НПОшек Кыргызстана и таких же убогих международных организаций», Может быть не все Нпошки работают качественно, но нужно отметить , что они вообще работают, не то что наше государство, которое приписывают себе многие мероприятие, но к сожалению не такие эффективные и регулярные. А НПОшки делают, они не такие огромные, чтобы охватить все населения в целом, они работают на местах.

  3. Предсотавьте хоть один показатель или пример эффективности НПошных работ??? Только болтовней занимаются. Врачи а это есть государственная услуга а не НПО, хотя бы лечат часть население и даже бесплатно.

комментарии закрыты.