Россия укрепляет своё политическое и экономическое влияние в регионе, несмотря на санкции, которые Запад пытается вводить против неё, пишет американский журнал Foreign Affairs.

Оригинал опубликован на сайте Foreign Affairs. Перевод: Улугбек Акишев и Эльдияр Арыкбаев.

В то время, как президент России Владимир Путин поставляет вооружение и добровольцев на юго-восток Украины, а Запад отвечает на это санкциями, российская экономика входит в рецессию.

Последний пакет санкций, который последовал за крушением малазийского Боинга на юго-востоке Украины, вызвал беспрецедентный отток капитала, который может достигнуть 100 млрд. долларов США к концу 2014 года (для сравнения, в 2013 году отток капитала составил 63 млрд. долларов). Рубль, тем временем, потерял 11 процентов от своей стоимости за 10 месяцев.

Но для России все идёт не так плохо. Ответные санкции на практически весь ассортимент еды и сельхозпродуктов из США и стран Евросоюза (ЕС) усиливают позиции России на Евразийском континенте.

В действительности, закрытие западных границ России для европейских и американских товаров может позволить Путину совершить приём дзюдо: повернуть западные санкции в положительное для него русло, используя их для укрепления союза с соседними постсоветскими странами и даже такими новыми партнерами как Турция.

Рост торговли

Ряд стран, находящихся на периферии постсоветского пространства, позитивно отреагировали на ответные российские санкции, запрещающие поставки ряда продовольственных продуктов из Евросоюза и США в Россию.

Согласно прогнозам, финансовые потери ЕС от этих санкций составят 14 млрд. евро в год. Многие постсоветские государства долгое время боролись за возможность поставок своей продукции на российский рынок, который теперь полностью открыт для них.

К примеру, власти Таджикистана заявили, что хотят в пять раз увеличить объем экспорта фруктов и овощей в Россию. Заместитель министра сельского хозяйства Кыргызстана пошёл ещё дальше, заявив, что предполагаемые объемы экспорта сельскохозяйственной продукции должны вырасти с 13,5 тысяч тонн до 200 тысяч.

По теме: Кыргызстан обеспечит Россию продуктами после запрета западных товаров

Скриншот 11.08.2014 132349

Армения, Азербайджан и даже автократичный Узбекистан тоже объявили о готовности компенсировать дефицит тех продовольственных продуктов, которые исчезнут с российского рынка после введения санкций против Запада.

Все эти страны старались развивать экспортную экономику, основанную на чём-то другом, чем добыча ресурсов. Многие из хорошо образованных граждан этих государств улетели зарубеж после развала СССР.

Низкая продуктивность, географические ограничения и свойственная коррупция оставили эти страны не в состоянии соревноваться с развитым западным сельскохозяйственным сектором, и еще в меньшей степени — с производством.

Проще говоря, фрукты из Кыргызстана зачастую были и ниже качеством, и стоили дороже, и их было сложнее доставить, если сравнивать тот же товар, привезенный из Польши. Но сейчас российский сельскохозяйственный рынок будет закрыт от этой конкуренции.

Но не только это может помочь России усилить своё влияние. Кремль начал «ухаживать» за государствами-сателлитами для укрепления экономического оборота, что сильно контрастирует с обычными для него издевательствами.

Начиная с 2010 года, после того, как Россия, Казахстан и Беларусь образовали Таможенный союз (ТС), несоюзные государства остались за бортом. Образование союза сильнее всего ударило по Кыргызстану, который граничит с Казахстаном — страной, частично закрывшей свои границы для государств, не являющихся членами ТС.

С того времени, Россия использовала запреты в рамках ТС для давления на Кыргызстан, Армению и Таджикистан, чтобы они стали частью Евразийской интеграции. Примером давления может стать падение экспорта сельскохозяйственной продукции из Кыргызстана в Россию с 195 тысяч тонн до 13,5 тысяч, после образования ТС.

Но недавно российский вице-премьер-министр Игорь Шувалов заявил, что Москва уберет все ограничения и барьеры против кыргызских продуктов. Теперь, когда российские санкции против западной продукции открыли такую возможность, Россия обрела новые возможности в политике «кнута и пряника».

По теме: Россия сняла ограничения на ввоз мяса и овощей из Кыргызстана

Скриншот 19.08.2014 111038

Турция тоже спешит закрыть дыры, появившиеся после санкций России против Запада. Через два дня после запрета, министр экономики Турции Нихат Зейбекчи заявил, что его страна может стать ближе к России, чтобы «получить преимущество» в сложившейся ситуации.

В последующую неделю чиновники из Россельхознадзора, российского сельскохозяйственного агентства, посетили Анкару для переговоров по увеличению импорта турецких товаров в Россию.

Недавно избранный президент Реджеп Тайип Эрдоган становился все громче в своей критике Запада. Несмотря на то, что Турция не имеет правовой обязанности следовать решениям Евросоюза, желание президента Эрдогана поддерживать Россию товарами только ускоряет смещение страны к отсутствию либерализма.

Что пришло позднее

По иронии, страны, воспринявшие с наименьшим восторгом санкции России против Запада, оказались единственными, которые были экономически связаны с ней. Беларусь и Казахстан — партнеры России по Таможенному союзу и Евразийскому экономическому союзу — прохладно встретили продовольственное эмбарго.

29 мая эти три страны подписали соглашение по созданию «единого экономического пространства», что в конечном счете позволило Таможенному союзу регулировать финансовые, промышленные и сельскохозяйственные вопросы.

Именно в момент подписания соглашения Россия была наказана Западом за эскалацию кризиса в Украине. Столкнувшись с перспективами присоединения к санкциям, и опасаясь пророссийского сепаратизма внутри собственных границ, Казахстан сильно старался смягчить условия договора в последующих переговорах.

Новые продовольственные санкции выдвигают на первый план риски, связанные с экономической интеграцией с Россией, которая всё больше изолируется от внешнего мира. Кремлевский односторонний запрет на западную продукцию углубил путаницу внутри союза. Беларусь и Казахстан не поддержали решение российских властей, что вынудило Россию посоветовать им это сделать или, хотя бы, взять точку зрения Москвы на заметку.

Казахстан и Беларусь - партнеры России по Таможенному союзу.
Казахстан и Беларусь — партнеры России по Таможенному союзу.

Эти две страны уже получили всевозможные выгоды от экономического союза с Россией, но, в то же время, санкции создают для них не так много новых возможностей — в этом и состоит их дилемма.

Экспортные товары этих стран уже находятся в привилегированном положении с тех пор, как они не облагаются внешними пошлинами, и только выигрывают от продолжающегося согласования санитарных норм. И когда встают вопросы геополитики, Казахстан, в частности, всегда предпочитает балансировать между интересами Запада и России.

Эти действия, сравнимые с шагами канатоходца, сейчас стало сложнее выполнять на фоне требований России к лояльности и её все более изменчивой политики.

Нежелание поддерживать российские санкции со стороны Казахстана и Беларуси не должно удивлять. Более того, оба государства могли бы попытаться получить выгоду, подрывая их.

Российская газета «Ведомости» опросила белорусских импортеров, которые намекнули на то, что собираются реэкспортировать запрещенную Кремлем продукцию — они собираются закупать её на европейских рынках, и с небольшими изменениями отправлять в Россию (аккурат перед образованием Таможенного союза, Кыргызстан использовал этот способ с продукцией из Китая для дальнейшего реэкспорта в Россию и Казахстан).

Подобным образом высказываются и таможенники из Казахстана, которые отмечают, что не смогут остановить экспорт западной продукции в Россию через их территорию, так как создание Таможенного союза упразднило границы между государствами.

Длинная рука Кремля

Отойдя от обсуждения Беларуси и Казахстана, запрет России на ввоз западных продуктов может отменить двадцать лет развития экономической стратегии США в регионе. Главная цель США заключалась в том, чтобы усилить суверенитет новых независимых стран и помешать им снова быть ассимилированными в возглавляемом Россией порядке.

После вторжения в Афганистан эти амбиции превратились в так называемую стратегию Нового шёлкового пути, которая заключалась в переориентировании экономик стран Центральной Азии на Афганистан, Индию и Пакистан для усиления Афганистана и поощрения независимости от России.

Этот план, который был резко высмеян экспертами из Центральной Азии за экономические и политические недостатки, имел малый эффект.

И теперь все это не имеет значения после обмена санкциями — страны Центральной Азии сейчас жадно смотрят на север, на сельскохозяйственный рынок России. Как только они это сделают, они вдохнуть жизни в Евразийский экономический союз и активизируют даже более близкие договоренности между бывшими советскими республиками.

В долгосрочной перспективе это развитие будет иметь катастрофические последствия для России и региона, точно такие же какими они были для закрытой экономики СССР. В краткосрочной перспективе однако это может стимулировать возрождение имперской России, чего Путин так жаждет.

Новое Евразийское пространство будет не просто экономическим. Он будет сильно односторонним. Россия будет настаивать на сдерживании западного влияния — требование, которое будет удовлетворено автократичными правителями региона.

Проект интеграции может расшириться за пределы границ постсоветского пространства и заинтересовать такие государства как Турция, где власти постепенно отказываются от западной модели либеральной демократии.

Первые признаки начала этого процесса прослеживаются в Кыргызстане — самом демократическом центральноазиатском государстве, которое попало под сильное влияние России в последние пару лет, после того, как Москва инвестировала в стратегически важный энергетический и гидроэнергетический сектор.

Теперь Кремль использует своё закулисное влияние для проталкивания новых законов, которые направлены против геев и гражданского сектора, некоторые представители которого получают финансирование из западных фондов и донорских организаций.

По теме: Комитет парламента по правам человека одобрил «антигейский» законопроект

Скриншот 17.06.2014 193531

Антигейский законопроект, полностью копирующий российский закон «О запрете гей-пропаганды», был принят в июне парламентским комитетом по правам человека. В то же время призывы принять закон, который позволит вешать ярлык «иностранного агента» на организации с западным финансированием, звучат всё громче.

В конце концов, как бы то ни было, долгосрочный план Кремля по созданию блока противостоящего Западу может споткнуться благодаря своей же некомпетентности и политике запугивания. Ведь нынешний кризис в Украине начался прошлой осенью, когда Россия, используя угрозы и экономическое давление, заставила Киев отказаться от подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом.

Соглашение, которое бы признавало суверенитет Украины, могло, в конце концов, сохранять близкие отношения с Россией. Вместо этого, Россия заставила главного союзника и партнера отвернуться от себя. Даже если государства бывшего СССР имеют слабую экономику и маленькие по размеру — они все равно суверенны.

Лидеры этих стран, в частности, пришли к власти и получили привилегии, которые были даны вместе с суверенитетом и отказом подчиняться требованиям России. Интеграционный проект, в котором только Россия будет иметь право на принятие решений, изначально обречен на провал.