Об «Исчезнувшей» много говорят. Это громкий, важный, резонансный фильм. Но за всем этим шумом от всех скрывают простую истину. Перед нами великое кино.

Дэвид Финчер повторил «Бойцовский клуб», если быть немногословным. Гипертрофированный рассказ о двух противопоставленных персонажах, каждый из которых в максимальной степени эфемерен и ирреален, ультимативно приговаривает подросшее поколение — и если дуэт Нортон-Питт скорбел по утере маскулинности и невиданному росту консюмеризма, то в «Исчезнувшей» великий режиссер говорит о браке. И да, Финчер точно вошел в пантеон великих.

На самом деле рассуждать о сюжете фильма без спойлеров крайне тяжело. История о мужчине, жена которого внезапно исчезает на пятую годовщину их свадьбы, предусматривает обилие сюжетных поворотов. Его идеология и посыл также строятся на плот-твисте, расставленном в самой середине картины. Всё, что было до него, умиротворенный классический Финчер образца последних лет. Неспешный, деловитый, красивый и цепляющий. Так было и в «Социальной сети», и в «Зодиаке».

gone-girl-ben-affleck-rosamund-pike1

Однако после — после идут минуты, автоматом возводящие фильм в ранг великих. Да, это предельно точное и едкое высказывание на тему брака между современными людьми, у которых за счет множества инструментов социализации и подросшего уровня жизни складывается предельная интимная и духовная связь, но пропадает бытовая. Да, это мастерски построенный нарратив с максимально клишированными образами «типичного парня» и «крутой девчонки», обрастающими деталями и обретающими мифологический лик. Да, это одно из ярчайших решений монтажа последнего времени — динамичнее и захватывающе была лишь прошлогодняя «Гравитация», в которой, однако, вместо рваной, резкой, наглой перестановки кадров «Исчезнувшей», шли идеальные единые планы.

Но главное: «Исчезнувшая» строит потрясающую атмосферу которой буквально нет равных в индустрии. За Голливудом следить не так сложно — заметных картин в году не так много, а те, что есть, обычно не меняют правил игры.

rosamund-pike-gone-girl

Финчер же изменил. Давайте быть честными — трехчастная форма картины подогнана безукоризненно, и заставляет ужасаться. Ни один хоррор со времен, наверно, «Приюта» не мог пугать так сильно. Ощущение безумного ужаса, которое сменяет идиллическое настроение первой части и раздрай середины, доставляют немыслимое удовольствие.

«Основной инстинкт», «Темный рыцарь», «Старикам здесь не место» — предельно разные истории, которые объединяет одно. Внимание к атмосфере, антуражу, деталям и общему впечатлению от фильма. Закрученные сюжетные твисты отходят на второй план, осознавая свою примитивность. «Исчезнувшая» гораздо обширнее.

Кажется, что так не бывает. Таких историй и такой постановки. Финчер — тот еще хитрец, он, растеряв свой юношеский снобизм, умело жонглирует ворохом жанров, выхватывает самые меткие клише и строит, не поверите, черную комедию.

3029089-poster-p-1-gone-girl-fitcher-film

«Исчезнувшая» — не криминальная драма, не мелодраматическая трагикомедия. Это чернющая, оскалившая зубы сатира, которая отнюдь не проваливается в попытке сделать умное лицо. Тяжело заметить обман, но он небольшой. Реалистичности «Исчезнувшей» хватает.

Кажется, идеальных пар на свете много. Родственная душа, интересный собеседник, прекрасный человек. Бесконечные разговоры и мелкие, неважные детали, которые знают друг о друге давние партнеры. А в основе всего — ложь, непонимание, детские травмы и обилие масок на каждый день. Финчер доходчиво все разжевывает под музыку, которую по его заказу писали как мелодии, которые звучат в лифте, но все время держат в напряжении. Композитор тоже молодец, а Финчер снял свой лучший фильм.

Фильм «Исчезнувшая» режиссёра Дэвида Финчера с Беном Аффлеком и Розамунд Пайк в главных ролях идет в бишкекских кинотеатрах с 9 октября.