Серия «Американские стартапы»:

Предисловие: описание серии и объявление о сборе средств
Часть 1: Компания, которая не хочет расти
Часть 2: Компания, которая раскрутилась на народные деньги
Часть 3: Компании, которые стали большими и давно уже не стартапы (офисы Google и Facebook изнутри)
Часть 4: Девушка из Кыргызстана, попавшая в рейтинг «Форбс»

Основатели компании «Кампо Санто» не хотят покорять мир и зарабатывать миллиарды — они хотят просто заниматься любимым делом. Поразительно, но этот подход, тем не менее, уже обеспечил им финансирование на два года.

«Кампо Санто» — это стартап, который посвящён единственной цели — созданию компьютерной игры «Файрвотч», которая выйдет в следующем году.

Несмотря на отсутствие венчурного финансирования, офис размером в две комнаты и штат из 10 человек, компания уже достигла определенных успехов — «Файрвотч» считается одной из самых ожидаемых игр 2015 года по версии авторитетнейшего веб-сайта IGN.

Во многом это стало результатом того, что основатели компании — Шон Ванаман и Джэйк Родкин — собрали действительно очень сильную команду.

В «Кампо Санто», которая базируется в Сан-Франциско, работают высокооплачиваемые программисты и графические дизайнеры, нанятые на полный рабочий день.

Как же им удалось это сделать?

Видео: Тур по офису «Кампо Санто»:

Избегать больших корпораций

Ванаман и Родкин смогли найти сотрудников и привлечь финансирование из-за парадокса, который лежит в основе любой успешной компании Кремниевой долины.

Шон Ванаман
Шон Ванаман

Успешные стартапы требуют сотрудников особого типа — таких, которые готовы самостоятельно принимать решения, пойти на риск и заниматься тем, что никто до них не делал.

Если стартап находит таких сотрудников, то, как правило, начинает преуспевать и со временем превращается в огромную корпорацию.

Но проблема в том, что огромной корпорации требуются сотрудники уже другого типа — исполнительные, четко понимающие поставленную перед ними задачу, готовые стать винтиком большой машины.

В такой среде сотрудникам, привыкшим к лихой стартаповой жизни, становится тесно и скучно. Не помогают высокие зарплаты и всевозможные бонусы, перестают прикалывать бильярд и компьютерные игры во время обеденного перерыва.

Потому что бонусы — это одно, а чему ты посвящаешь бóльшую часть жизни — это совсем другое. И они уходят. Куда? Конечно, снова в стартапы.

«Мне нравилось работать в моей предыдущей компании. Мне нравились проекты, над которыми я работал. Но мне не нравилось бороться с сотней человек за каждый мелкий шаг, который я хотел совершить. Я устал от сложностей внутренних коммуникаций больших компаний», — говорит Уильям Армстронг, разработчик игры «Файрвотч».

Уильям Армстронг
Уильям Армстронг

По мнению Армстронга, переход в более маленькие компании становится трендом в Кремниевой долине.

«Я знаю многих людей, которые отказались от высокооплачиваемой, стабильной работы — и это ведущие разработчики, ведущие специалисты, с многолетним опытом работы», — утверждает он.

Привлекая сотрудников, основатели «Кампо Санто» предложили им снова заняться чем-то интересным, участвовать в процессе, на который они могут значительно повлиять.

При этом, имея опыт работы в больших корпорациях, Ванаман и Родкин решили, что «Кампо Санто» подобной становиться не должна.

«Мы хотим достичь не сумасшедшего роста, а финансовой самоокупаемости», — говорит Ванаман.

Найти деньги и не потерять контроль

«Файрвотч» — полномасштабная игра для PC, MacOS и Linux в стиле «мистери», расчитанная на прохождение за 4-5 часов.

По словам основателей, на ее создание необходимо около двух лет. Разработка игры началась в 2013 году, а значит первые деньги от продажи в лучшем случае появятся (если появятся) в 2015 году.

Где взять деньги на разработку игры и содержание коллектива?

Многие стартапы Кремниевой долины привлекают инвестиции и сотрудников, предлагая долю в компании. Таким образом, с самого начала основатели теряют контроль над создаваемой компанией. Те же основатели Гугла не владеют сегодня даже половиной компании.

В отличие от них, основатели «Кампо Санто» остаются единоличными владельцами своей компании.

«Мы променяли стабильность и деньги на возможность иметь творческий контроль над своими продуктами», — объясняет Ванаман.

Поэтому «Кампо Санто» нужен был инвестор, который не ограничивал бы их свободу и не парил мозги с созданием совета директоров.

Официальный трейлер игры «Файрвотч»:

Инвестор из мира мобильных приложений

Неожиданно такой инвестор нашёлся сам — Кэйбл Сассер, глава компании «Пэник» (Panic), которая известна приложениями для Айфонов, предложил Ванаману и Родкину финансировать проект «Файрвотч».

«Мы могли бы делать всякие паззлы и маленькие игрушки для iOS, но мне всегда хотелось заняться какой-нибудь большой и солидной игрой», — рассказал Сассер в прошлом году в интервью журналу «Полигон».

«Мы задавались вопросом: как запустить большой проект с минимальным риском? И однажды я написал Джейку [Родкину], что у нас скопились кое-какие сбережения, и мы хотели бы вложиться в них», — продолжает Сассер.

Джэйк Родкин
Джэйк Родкин

В результате Пэник не просто является инвестором «Кампо Санто», но и активно помогает с созданием «Файрвотч».

«На бумаге мы выглядим как дядюшки с мешками денег. В реальности, мы вносим определенный вклад в работу над игрой», — объясняет Сассер.

Конечно, создание стартапа — это рискованное дело. «Пэник» ожидает, что «Кампо Санто» рассчитается с ними за счет прибыли от игры.

На вопрос, что он будет делать в случае неудачи, Ванаман отвечает, что выплатит коллективу двухмесячную зарплату, объявит компанию банкротом и уйдет из сферы компьютерных игр.

«Нам придётся объявить себя банкротом, потому что у нас будет огромный долг, который мы никогда не сможем выплатить», — говорит он.

Но зато и основатели, и сотрудники «Кампо Санто» имеют сегодня то, чего они не могут получить, работая в больших компаниях — творческую свободу.

«Мы открыли «Кампо Санто», чтобы создавать именно те игры, которые мы хотели создавать», — резюмирует Ванаман.

Kloop.kg благодарит рок-группу Pistachio и лично Энтони Давирро за разрешение использовать их музыку в своих видеосюжетах.

Серия «Американские стартапы»:

Предисловие: описание серии и объявление о сборе средств
Часть 1: Компания, которая не хочет расти
Часть 2: Компания, которая раскрутилась на народные деньги
Часть 3: Компании, которые стали большими и давно уже не стартапы (офисы Google и Facebook изнутри)
Часть 4: Девушка из Кыргызстана, попавшая в рейтинг «Форбс»