Жители Алматы и его пригородов — самые частые иностранные туристы на Иссык-Куле — даже не подозревают о том, что чиновники Кыргызстана и Казахстана трижды пытались проложить более короткий путь к популярному озеру. Но так и не смогли.

Алматинская семья Карабаевых ежегодно ездит отдыхать на Иссык-Куль. Вырвавшись из пыльного города, они на несколько дней отправляются к жемчужине Кыргызстана, загорать на золотых пляжах и наслаждаться относительно чистым воздухом.

Каждый раз им приходится 4 часа ехать в Бишкек, а оттуда уже отправляться в Чолпон-Ату — дорога в общей сложности занимает 8-10 часов.

Асылбек Карабаев признается, что в разгар сезона, когда температура воздуха достигает 40 градусов по Цельсию, переносить дорогу становится особенно тяжело, как пассажирам, так и водителю.

«Мы же ездим именно летом и на участках, где плохая дорога. Мало того, что там сильно устаешь, так еще гаишники стоят и тормозят везде, отнимая время», — сетует Асылбек.

По его словам, некоторые участки дороги Бишкек-Чолпон-Ата стали значительно лучше после того, как её отремонтировали, но в целом, из-за долгой поездки, дорога изматыватывает.

О том, что власти Кыргызстана уже давно подготовили альтернативные маршруты дороги Алматы-Чолпон-Ата, Карабаев знал, но не догадывался, что можно построить трассу, по которой добраться до иссык-кульского курортного центра можно будет за час.

«Если бы была такая хорошая дорога, то было бы идеально. За один час может долететь, наверное, только самолет. Если бы была такая дорога, то весь Алматы отдыхал бы на Иссык-Куле», — мечтает он.

Недостаточно средств

Власти Кыргызстана не раз задумывались о вопросе строительства альтернативной и более короткой дороги из Алматы на Иссык-Куль — всего существует три проекта. Однако все попытки воплотить их в реальность были тщетными — проекты либо замораживали из-за нехватки финансирования, либо оставляли незавершенными.

Первая попытка построить альтернативный путь из Алматы к озеру Иссык-Куль была в 2004 году, когда Европейский банк реконструкции и развития выделил Кыргызстану 1 млн. долларов США.

Предложенный маршрут Алматы-Узунагаш-Кемин-Чолпон-Ата должен был быть в два раза короче существующего.

На выделенный миллион долларов кыргызские чиновники разработали предварительный проект технико-экономического обоснования (ТЭО), но так и не начали строительство дороги.

Потратив все деньги на предварительную версию ТЭО, кыргызские чиновники приостановили работу над ним, так как для разработки полного проекта и дизайна были необходимы ещё средства.

Проект в «зоне вечной мерзлоты»

В следующий раз попытка была предпринята два года спустя, в 2006 году. Феликс Кулов, занимавший тогда пост премьер-министра, предложил проект строительства дороги протяженностью 117 километров.

Предполагалось, что маршрут Алматы-Каскелен-Чырпыкты-Чолпон-Ата сократит существующий путь в четыре раза.

За проект должна была отвечать казахская транспортная компания «Еркiн ТрансСервис».

Однако дорогу в итоге так и не начали строить. Причиной стало то, что путь проходил высоко в горах и располагался в зоне вечной мерзлоты, сообщили Kloop.kg в Министерстве транспорта Кыргызстана.

«Маршрут проходит по территории Иле-Алатауского государственного национального парка. Строительство данной дороги может привести к неблагоприятным экологическим последствиям», — говорится в ответе минтранса на официальный запрос.

Владелец туристической компании «Kyrgyz Concept» и бывший министр экономики Эмиль Уметалиев утверждает, что при строительстве дороги по проекту Кулова необходимо использовать «продвинутые» технологии, иначе она будет «нежизнеспособной».

«Я не верил в эту дорогу никогда, до сих пор не верю. […] Это была странная инициатива, которая принесла бы большой урон благосостоянию людей. Были бы коррупционные отмывания, большое расточительство, и была бы нарушена экологическая система», — считает Уметалиев.

Однако, по словам директора группы реализации инвестиционных проектов при Министерстве транспорта Кубанычбека Мамаева, деньги на строительство дороги по этому проекту не тратили.

«»Еркiн ТрансСервис» делал только облет места строительства», — сказал Мамаев.

Помешал кризис

Еще одна безуспешная попытка была предпринята в 2007 году, когда Кыргызстан и Казахстан прокладывали трассу через перевал Кок-Ойрок. Предполагалось, что трасса пройдет по следующему маршруту: Алматы-Каскелен-Кемин-Чолпон-Ата.

Планировалось, что эта трасса станет платной и таким образом могла бы стать рентабельной. Однако проект заморозили из-за случившегося в следующем году мирового экономического кризиса, который нанес удар по экономике Казахстана.

Как писала газета «Вечерний Бишкек», строителям оставалось построить около 50 километров дороги через перевал.

Но, по словам Мамаева, ни один проект не начинали воплощать на практике — строители не закладывали дорогу и даже не готовили её к прокладке асфальта.

«По всем проектам было сделано только предварительное ТЭО — определение оптимального варианта. Предварительный дизайн тоже требует денег и полное ТЭО: площадь занимаемых земель, площадь сноса, экологическая ситуация, экологический ущерб. Всё должно пройти полную экспертизу», — объясняет Мамаев.

Он говорит, что сейчас никаких работ по проектированию строительства альтернативного пути из Алматы в Чолпон-Ату не ведётся, и в планах этого тоже нет.

«Для того, чтобы построить дорогу нужен инвестор. Работы не ведутся, строительства в планах нет, в стратегии устойчивого развития страны этого тоже нет», — сказал Мамаев.

По мнению Уметалиева, достойных реалистичных предложений о строительстве дороги сегодня нет.

«Чтобы строить дорогу, должно быть серьезное обоснованное предложение с целесообразным использованием технологических новшеств, а раз нет таких предложений, тогда и не стоит растрачиваться на это», — считает экономист.

Каждое лето Иссык-Куль привлекает тысячи туристов. Фото: Андрей Шевелов, Flickr.
Каждое лето Иссык-Куль привлекает тысячи туристов. Фото: Андрей Шевелов, Flickr.
Эксперт в области экономики Искендер Шаршеев считает, что если дорогу все же построят, то прирост туристов на Иссык-Куль из Казахстана увеличится на 60 процентов.

По его подсчетам, сама дорога обойдется в 350 млн. долларов США — это дороже строительства обычной дороги, так как она будет прокладываться через горную местность. При этом Шаршеев уверен, что дорога окупит себя в течение 10 лет.

«Больше половины приезжающих на Иссык-Куль — это казахстанцы. При этом они обычно приезжают на три дня. В день они тратят от 200 до 1000 долларов», — говорит экономист.

«Намного чаще ездила бы на Иссык-Куль»

Жительница Алматы Алена Зинченко каждый год отдыхает на Иссык-Куле и предпочитает южный берег озера северному из-за меньшего количества туристов и наличия диких пляжей.

«Очень люблю именно Иссык-Куль, езжу каждый год. Прекрасная природа, чистое озеро и свежий воздух, что ещё может быть лучше для занятий йогой», — рассказывает Алена.

Узнав о возможности строительства подобной дороги, она говорит, что с радостью выезжала бы на Иссык-Куль каждые выходные.

«Конечно, я была бы счастлива и, возможно, намного чаще бы ездила на Иссык-Куль. Можно ехать на выходные», — радуется Зинченко.

А пока такой дороги нет, Алена ездит на Иссык-Куль максимум два раза за лето.

Все карты маршрутов предоставлены Министерством транспорта и коммуникаций.

Фото: Mzximvs VdB, Flickr.com.

Автор: Нуржамал Джанибекова