Полторы недели рунет бурлил и реагировал из-за маленькой стычки между двумя изданиями, переросшей в настоящую конфронтацию. Учитывая, что тексты от СМИ выходят до сих пор, а сами разногласия не разрешены, конфликт даже нельзя считать урегулированным. Но интересного там уже набралось, так что в этом выпуске «Интернета недели» — одна тема.

Переход по ссылкам осуществляется нажатием по заголовкам

1-Скриншот 29.10.2014 192712

Статья российского подразделения IGN, которую позже удалили по приказу головного офиса из Лос-Анджелеса

Известный игровой журналист Константин Говорун, бывший главный редактор журнала «Страна Игр» и нынешний главред российского IGN, почти две недели назад, 16 октября, опубликовал статью «Сексуальная объективация — это прекрасно».

Сначала разберемся с терминологией. Объективация — превращение чувства, эмоции в беспристрастное восприятие объекта. Сексуальная объективация — восприятие человека не как личности, а как объекта для удовлетворения собственных сексуальных нужд (или фантазий).

Говорун в своем материале оправдывает игровую индустрию за нападки со стороны феминисток — таких как, например, Анита Саркисян. Она активно выступает против объективации в играх, ведет свой блог и даже получала угрозы в «Твиттере», из-за которых ей однажды пришлось отменить свою лекцию.

Оправдывает Говорун все претензии тем, что в играх сексуальная объективация работает в обе стороны. На каждую Джейд и Соню Блейд из Mortal Kombat приходится по Кратосу (God Of War) и капитану Шепарду (Mass Effect). При этом в играх часто присутствуют социальные аспекты, которые абсолютно не приветствуются обществом. Насилие, угоны автомобилей и огнестрельное оружие — однако общественность более менее сходится во мнении, что их присутствие в играх не является пропагандой (при должном соблюдении возрастных маркировок, естественно).

Позже Говорун приходит к выводу, что феминизм в сегодняшней его форме себя уже изжил. По его мнению, феминистки хотят смены гендерных ролей, что неосуществимо, пока «девушек не начнут призывать на службу в армии, а мужчин не научат рожать детей».

Подводя итог, Говорун пишет, что сексизма в играх как такового нет, потому что персонажи-сексисты встречаются довольно редко, а по количеству харизматичных и сильных женских (порой главных) героев игроиндустрия, возможно, обгоняет Голливуд.

Давайте только вспомним, что в жизни и насилие – это тоже плохо. Нельзя угонять автомобили и давить ими старушек, нельзя стрелять куда попало и взрывать дома, нельзя даже убивать хулиганов, превышая пределы необходимой самообороны. А в играх все это можно. И один из главных аргументов в пользу насилия в играх – то, что человек таким образом сбрасывает напряжение, избавляется от лишней агрессии в голове, и уже в реальном мире ведет себя прилично.

Аналогично сексуальная объективация в играх тоже помогает, гм, сбросить напряжение и вести себя прилично в обычной жизни.
— IGN

1-Скриншот 29.10.2014 192720

Ответная статья от женского журнала Wonderzine, в которой раскритиковались рассуждения Константина Говоруна

После небольшой заметки Wonderzine исходный материал Говоруна был удален с сайта ru.ign.com. Судя по всему, редакторы женского журнала обратились в головной офис IGN с просьбой принять меры, а там, не разбираясь, кто виноват, снесли материал.

Каковы претензии Wonderzine? По их словам, деятельность Саркисян, которую Говорун приводит в качестве негативного примера, оправданы и полезны, и её позицию поддерживают даже игровые СМИ.

Также, по их словам, в моменте про рожающих мужчин «автор обращается к самому поверхностному «аргументу» за всю историю диалога о феминизме». По мнению Wonderzine, смена гендерных ролей происходит постоянно, и сексуальная объективация в любом виде искусства, в том числе и в играх, мешает этому процессу.

Завершается заметка советом российскому подразделению IGN обходиться хотя бы «без подобных заголовков».

Важно понимать, что любое искусство, любой маркетинговый трюк и даже порнография — абсолютно все источники информации вокруг нас — формируют наши представления о мире. Чем больше мы продвигаем какую-либо идею, тем крепче она укореняется в обществе. Ничто не происходит на пустом месте: гендерные роли меняются вместе с эволюцией всего общества, и если изображение женщин в играх (и всей поп-культуре) останется просто слепком с сексистских умонастроений большинства, то это никогда не изменится.
— Wonderzine

1-Скриншот 29.10.2014 192727

Интернет-издание Look At Me публикует материал под названием «Почему я не считаю игры искусством»

Напрямую этот текст никак не касается Говоруна. И лишь косвенно он как-то соотносится с Wonderzine — потому что Look At Me это их дружественное издание (как и FURFUR с The Village). Однако материал точно вышел как реакция на случившийся конфликт.

Шеф-редактор Look At Me в этой статье приходит к выводу, что игры сами по себе ни в чем не виноваты — ответственность за то, что игры не стоит считать искусством, лежит на разработчиках и игроках. Так, геймеры слишком болезненно и резко реагирует на любые аргументированные претензии и не умеют вести конструктивные диалоги, а разработчики игр занимаются необдуманной пропагандой прогнивших моральных ориентиров.

Внимание со стороны общества говорит о том, что видеоигры начали воспринимать всерьез, чего геймеры всегда и добивались. Но ответными действиями они показывают, что еще не созрели: не выслушивают критику спокойно, не могут заткнуть маргиналов, боятся любого дискурса, помимо своего, а главное — ответственности.
—Look At Me

1-Скриншот 29.10.2014 192736

Технологический портал TJournal говорит, что Look At Me и Wonderzine неправы

Это не аналитический текст, а характерный для портала сбор реакции интернета на какую-то новость. В этот раз на колонку Look At Me о том, что не стоит считать игры искусством.

1-Скриншот 29.10.2014 192741

KitchenRiots открыто поддерживает позицию Константина Говоруна

Авторы женского портала об играх KitchenRiots тоже высказали свою позицию относительно конфронтации между Говоруном и Wonderzine. Трое авторов поддержали главреда IGN, а четвертая посоветовала одному — перестать провоцировать, другим же — внимательнее вчитываться в текст.

Среди аргументов — ненадобность приравнивания игр к реальности, наличия в сексуальной объективации мотивирующей силы и её работы в обе стороны (о чем писал и сам Говорун).

С другой стороны, можно ли обвинить в сексизме меня, если при прохождении любой части Metal Gear Solid я улюлюкаю при виде пятой точки главного героя? Ведь нехорошо так получается, что женская сексуальность в играх вызывает столько споров, а пылающие жаром, оголенные мужские торсы никого не беспокоят.
—KitchenRiots

1-Скриншот 29.10.2014 192749

FURFUR и «Воздух» решили не встревать, но на волне популярности вспомнили о «Геймергейте» и деятельности Аниты Саркисян.

FURFUR кроме всего прочего вспомнил историю разработчика игр Зои Куинн, которая изменяла своему бойфренду с представителями игровых СМИ ради положительных отзывов об её игре.

Автор «Воздуха» Андрей Подшибякин решил провести параллели между сексистскими игровыми скандалами на Западе и в России, и пришел к выводу, что это этап взросления игроиндустрии и неплохой звоночек — об играх теперь пишут все.

1-Скриншот 29.10.2014 192756

Через некоторое время экс-бойфренд Зои, Эрон Гжони, написал в своём блоге подробное эссе о том, что его подруга изменяла ему, в том числе и с некоторыми представителями игровых СМИ. Якобы Куинн делала это для того, чтобы заработать положительные отзывы о её игре. Был среди них и Нэйтон Грейсон, занимающий серьёзную должность в игровом издании Kotaku.
— FURFUR

Есть, наконец, ощущение, что все происходящее — важная часть взросления игр в смысле интеграции их во внешний мир и в легитимную массовую культуру. Сейчас всем уже более или менее понятно, как это происходить не должно. Осталось понять, как все-таки должно.
— Афиша «Воздух»

1-Скриншот 29.10.2014 192802

Wonderzine о том, что делать с сексизмом в играх

Два дня назад, в понедельник 27 октября, на сайте Wonderzine вышел еще один материал, касающийся игр, сексизма и сексуальной объективации. В нем присутствует много примеров того, как инвесторы и разработчики ущемляют женских персонажей — так, например, в новой части Assassin’s Creed нет героев-женщин, а в GTA девушки всегда являлись носителями каких-то отрицательных черт (при том, что нормальных мужчин там тоже немного).

После этого идет разбор того, откуда растут корни сексизма в играх — из IT и плохого маркетинга. Так, из вышедших в примерно одно время игр Tomb Raider и Myst, по словам Wonderzine, активнее рекламировался проект не с сильным женским персонажем (Myst), а привлекательным (Tomb Raider).

Также в материале говорится, что сексуальная объективация на самом деле не работает в обе стороны. Так, мужские персонажи (на примере Кратоса из God Of War) — идеализированной образ, созданный самими мужчинами. При этом это не объекты, а субъекты, насыщенные и рефлексирующие герои.

В Bayonetta же, ко второй части которой и был приурочен выход исходного материала от Константина Говоруна, есть сильный женский персонаж, который даже подавляет мужчин. Однако, по мнению Wonderzine, это не проявление феминизма, а просто кардинальная смена ролей.

Маркетологи почти всегда считали и продолжают считать, что аудитория видеоигр ограничивается молодыми мужчинами. Из года в год компании нанимают вызывающе одетых моделей-стендисток: в свое время компания ESA, организующая крупнейшую выставку видеоигр «E3», запретила одевать их слишком откровенно. И это не говоря о ежегодных историях с домогательствами, которые случаются и офлайн, и онлайн. На обложки видеоигр женщины попадают редко, потому что целевая аудитория предпочитает мужчин с оружием. Издатели отказываются браться за игру «Remember Me», потому что играть в ней надо за женщину. Женщинам не разрешают участвовать в чемпионате по популярной карточной видеоигре «Hearthstone» в Финляндии, чтобы «избежать потенциальных конфликтов». Разработчикам хоррора «The Last of Us» приходится просить, чтобы игру тестировали не только мужчины — составители фокус-групп этого не предусмотрели.
— Wonderzine

1-Скриншот 29.10.2014 192705

Говорун в своем личном блоге оправдывает разработчиков игр

Константин Говорун в своем личном блоге за эти полторы недели уже опубликовал несколько заметок, последняя из которых является ответной на статью Wonderzine о том, что нужно делать чтобы избавиться от сексизма в играх.

По его словам, игроки не отождествляют, не ассоциируют себя с персонажами игр. Они смотрят на них со стороны, и комфортнее всего наблюдать за представителями противоположного пола.

Говорун говорит, что издатели давно перестали считать игры развлечением только молодых мужчин. Так, в Final Fantasy есть четыре сильных и красивых мужских персонажа исключительно из целей угодить женской аудитории. И, по его словам, появление сильных женских героев, таким образом, будет лишь во благо интересов игроков-мужчин.

А наблюдать со стороны комфортнее за представителем противоположного пола.

И тут возникают два возможных варианта. Либо главный герой — мужчина, который спасает слабую женщину (в этом случае геймер наблюдает за женщиной-NPC). Либо главный герой — сильная женщина, которая сражается наравне с мужчинами (в этом случае геймер наблюдает собственно за главной героиней). Геймерам-мужикам оба варианта одинаково нормальны.
— Константин Говорун