Кинокритик Kloop.kg Азамат Омуралиев начинает вести дневниковые записи с Международного кинофестиваля «Кыргызстан — страна короткометражных фильмов», в которых он расскажет о главных событиях и картинах смотра. С первого дня фестиваля — о спорном фильме открытия, неудачах национального конкурса и поголовном успехе международного.

Открытие кинофестиваля, названного неприлично длинным именем (Четвертый международный кинофестиваль стран СНГ, Балтии и Грузии «Кыргызстан — страна короткометражных фильмов») и посвященного памяти Чынгыза Айтматова, прошло со специфичной, но не слишком спорной шоу-программой. В перерывах между хореографическими и музыкальными номерами отговорили и Алтынбек Максутов, министр культуры, и Актан Арым Кубат (кстати, экспромтом), талантливый режиссер, а под финал показали и фильм открытия.

Им стала документальная картина «Кочевье» режиссёров Артыкпая Суйундукова и Молдосейита Мамбетакунова. Самый амбициозный фильм программы первого дня (но показывалась картина вне конкурса, Суйундуков — жюри фестиваля), «Кочевье» демонстрирует сезонный переезд семьи животноводов по заснеженным, белоснежным склонам высоких гор. Технически сложный, фильм в определенный момент сдвигается от сухой документалистики к художественному жанру, создав мощную атмосферу тревоги — ожидание схода лавин, подозрительная схожесть хруста снега под копытами яков с грохотом обваливающихся тонн снега и всё нарастающая заснеженность кадра — и упомянув ряд острых социальных проблем. Браконьерство, аннексия традициональности и специфика жизни в труднодоступных регионах здесь озвучиваются полуфрагментом, да и сама картина смотрится больше как зарисовка, нежели полноценное кино, пусть и короткометражное. Однако это не мешает грандиозности задумки и качеству исполнения — «Кочевье» получился форменным триллером высшей пробы, но очень спорным фильмом открытия.

Такова международная практика — фильмы открытия это картины понятные, громкие и эффектные. «Кочевье» не только не подходит ни под одно из этих определений, но и не оставляет зрителю классической сюжетной структуры. Без привычных завязки и развязки, на замену которых фильм предлагает тонкий подтекст с долей ностальгии и тревожности, «Кочевье» оставил половину зала в недоумении. «А в чем смысл вообще?», раздавшееся с соседнего ряда, это и подтвердило.

Впрочем, неудачным для открытия «Кочевье» назвать тоже нельзя — это прекрасное новое кино, без груза «кыргызского чуда» или иной ответственности, отягачающих любой более-менее претенциозной фильм кыргызского производства. Новаторство картины в её независимости, и тем же на национальном конкурсе, например, фильмы похвастаться не смогли.

Первые три картины национального конкурса (фестивальная программа разделена на национальный и международный конкурсы) оказались по-своему похожи. Они все, во-первых, оглядывались на избитые жанры и лекала, и, во-вторых,трансформировались, резко обращаясь от одного жанра к другому. И «Интервью», и «Физрук, золото и река», и «Ожидание» больше всего проваливались именно в этих двух аспектах. Попытки выстроить дорогостоящий хоррор, качественную документалку и сильную мелодраму обернулись трём картинам сильным эффектом дежа вю, а идейные перестройки отзывались явным диссонансом.

Антуражный хоррор «Интервью», заимствующий шаблоны Аллана По и Лавкрафта, оправдывает довольно примитивную завязку — журналист, пришедший брать интервью у «ведьмы», которую загнали в дремучий лес жестокие люди — не менее рудиментарным посылом о мирской несправедливости. В определенный момент, отделавшись от подозрительного ожидания триеровской развязки из «Нимфоманки», картина превращается в хоррор-слэшер с характерными приемами и смертями. И несмотря на всю искусность исполнения в рамках столь тесного хронометража и очевидную (возможно, ненарочную) схожесть с другим фильмом Ларса фон Триера «Антихрист», хоррор манипулирует слишком слабыми историей и мифологией для успеха в фестивальном конкурсе.

«Физрук, золото и река» о золотодобытчиках притворяется фестивальной комедией с безумно долгими и неоправданными кадрами, и пестрит юмором на рубеже «Несносных боссов» и неудавшихся репортажей о социальных проблемах. Зрительское негодование здесь не беспочвенно, это действительно слишком затянутая короткометражка с ненужным финальным повтором, который легко можно было бы заменить логичной закольцовкой.

Лучшим фильмом национального конкурса в первый день показа стала драма «Ожидание» с исполнителем роли Алымбека-датки в эпопее «Курманжан Датка» Азизом Мурадилаевым в главной роли. Интрига с соответствующим сюжетным твистом в финале использует исключительную изолированность фабулы и крупные кадры, амбивалентные ситуации и строит каноничный сентиментальный фильм, который в конце пробивает на скупую слезу (пустил, каюсь). Возможно, в этом мало оригинальности, но, учитывая сложившийся контраст в кыргызском кино, стык социального и коммерческого направлений и то, как умело «Ожидание» балансирует на этой грани, тяжело слишком сильно корить мелодраму.

Картины международного конкурса оказались самобытнее: притча о маленьком мальчике сменилась старомодной комедией, а третьей картиной показа стал эффектный сатирический мультфильм.

«Белый воробушек», в котором можно разглядеть и вольную трактовку «Маленького принца», умело жонглирует односложными персонажами, которых вроде бы и нужно пожалеть, но благодаря старательности режиссёра в фильме в хорошем смысле слова оказывается мало сентиментальности.

Второй фильм международного конкурса, кстати, редкий случай для любого кинофестиваля — «Ах Вели, Вели» из изолированного Туркменистана. Ужасно смешная, по-гайдаровски неуклюжая и колоритная и по-фестивальному центростремительная, картина отвлекает лишь слабыми цветокоррекцией и звукорежиссурой. По факту — ностальгическая любовная история с нелепым исполнением и привлекательным настроением.

Внезапно самым интересным конкурсантом всего дня стал украинский мультипликационный фильм — без политических аллюзий и тем более сюжетов, но с милой сатирой. «Гости моего дома» не только несет очевидный экологический посыл, но и демонстрирует срез современного общества, которое умудряется трансформировать грязь в современные реалии. Лаконичная, с непростительно малым хронометражом и умелой реализацией основной идеи — это, по сути, песочная анимация без конкретных образов — картина «Гости моего дома», впрочем, оказывается недостаточно смелой. Сатиру разглядеть в пятиминутном фильме тяжело из-за достаточно примитивных зарисовок, пусть и обладающих интересным подтекстом.

Вне конкурса:
«Кочевье», реж. Артыкпай Суйундуков и Молдосейит Мамбетакунов

Национальный конкурс:
«Интервью» реж. Райымбек кызы Гульмира, Кыргызстан
«Физрук, золото и река», реж. Аманбек Ажымат, Кыргызстан
«Ожидание», реж. Айбек Кумашалиев, Кыргызстан

Международный конкурс:
«Белый воробушек», реж. Диловар Султонов, Таджикистан
«Ах, Вели, Вели…», реж. Бюль-Бюль Мамедов, Туркменистан
«Гости моего дома», реж. Олег Федченко, Украина