Пресс-служба «Кыргыз темир жолу» сообщила, что железная дорогая, которая соединит северную и южную часть Кыргызстана, может быть построена параллельно аналогичной автомобильной трассе, прокладываемой на данный момент.

Пресс-секретарь государственной компании «Кыргыз темир жолу» (КТЖ) Эркинбек Каимов сообщил в интервью Kloop.kg, что железная дорога, которая соединит север и юг Кыргызстана, будет частью проекта железной дороги Китай-Кыргызстан.

По его словам, она может быть построена параллельно альтернативной автотрассе Север-Юг, строительство которой идёт в данный момент. Эта трасса начинается с Балыкчы проходит через Кочкорку, Мин-Куш, Чаек, Казарман, Ферганский хребет и заканчивает в Джалал-Абаде.

«Эта дорога будет проходить параллельно с автомобильной дорогой, которая в данный момент строится. Почти на 80-90 процентов [решенный вопрос]», — сказал Каимов.

Он добавил, что предположительно проект будет финансироваться инвесторами. Однако, он не уточнил, какими именно.

В январе 2012 года экс-премьер-министр Омурбек Бабанов сообщал, что на строительство этой железной дороги необходимо 2,5 млрд. долларов США.

Пресс-секретарь Министерства транспорта Кылычбек Досумбетов сказал в интервью Kloop.kg, что кыргызская делегация в начале февраля поедет в Китай для переговоров по межгосударственной китайско-кыргызско-узбекской железной дороге.

02

По словам Досумбетова, по предварительным данным дорога пройдет от пограничного пункта Торугарт до Джалал-Абада, однако внутри ведомства все еще сомневаются, какой пограничный пункт использовать — Торугарт или Иркештам.

«Нам надо самое главное предусмотреть соединение южных и северных регионов железной дорогой. А также есть ещё несколько моментов», — говорит он.

От этого выбора может зависеть, как пойдёт железная дорога дальше — через Узбекистан или Таджикистан. По словам Досумбетова, в ведомстве «ищут оптимальный вариант выхода на Евразийский континент».

«Минтранскомом направлено официальное письмо китайской стороне о том, что [Кыргызстан] намерен провести переговоры по строительству данной железной дороги в первой декаде февраля 2015 года. Ответ на это письмо от китайской стороны не получен», — сказал пресс-секретарь ведомства.

Пресс-секретарь КТЖ Эркинбек Каимов сказал, что примерный проект железной дороги Китай-Кыргызстан будет известен после переговоров.

Китай-Узбекистан или Китай-Иран?

В начале декабря 2014 года представители министерств транспорта Китая, Кыргызстана, Таджикистана, Афганистана и Ирана подписали документ, по которому определялся путь железной дороги, проходящей через эти пять государств. Проект предлагался властями Ирана в 2010 году.

Однако, позже, 19 декабря 2014 года, глава минтранса Кыргызстана Калыкбек Султанов заявил, что этот проект для республики «неприемлем».

«Это невыгодно и не интересно для нас. Он неприемлем, потому что ничего не даст для экономики КР», — цитировало Султанова информационное агентство КирТАГ.

Протяженность участка дороги через Кыргызстан, по сообщениям СМИ, составит 215 километров.

По словам главы минтранса, для Кыргызстана «более важен» проект железной дороги Россия-Казахстан-Кыргызстан-Таджикистан-Афганистан-Иран, с включением в него Китая и Узбекистана — этот вариант позволит республике соединить южные и северные республики.

Другой проект железной дороги — Китай-Кыргызстан-Узбекистан — обсуждается с 1995 года. Дорога должна была пройти дальше через Туркменистан, Иран и Турцию и соединиться с европейскими железнодорожными магистралями.

01

В 2013 году Китай представил кыргызскому правительству технико-экономическое обоснование (ТЭО). Однако, экс-премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев заявил тогда, что кабинет министров был не согласен с результатами ТЭО.

«ТЭО по проекту строительства железной дороги Китай—Кыргызстан—Узбекистан подготовлено. Но мы не согласны с результатам, которые нам предоставили, сегодня оно дорабатывается в связи с тем, что выросла стоимость», — говорил Сатыбалдиев.

По информации Министерства транспорта Кыргызстана и китайского Министерства железных дорог, стоимость железной дороги может составить более 2 млрд. долларов США.