Президент Алмазбек Атамбаев подписал закон о запрете на ввоз праворульных автомобилей. Акт призван «повысить безопасность на дорогах». Ранее этот закон критиковался за «борьбу с последствиями, а не причинами» аварий.

Закон о запрете на ввоз праворульных автомобилей в Кыргызстане был подписан Атамбаевым вечером 27 февраля. Он вступит в силу через три месяца после официального опубликования в газете «Эркин-Тоо».

Согласно пресс-релизу администрации президента, запрет призван «повысить эффективность и безопасность автомобильного транспорта» в Кыргызстане.

«Закон направлен на снижение дорожно-транспортных происшествий с участием автомобильных транспортных средств с правосторонним расположением рулевого управления», — говорится в объяснительной записке на сайте президента.

При этом, в законе указывается, что запрет не касается ввоза транспорта для коммунального и сельского хозяйств, строительства дорог и других видов автомобилей, которые определяются правительством Кыргызстана.

Закон о введении запрета праворульных автомобилей был инициирован Дорожно-патрульной службой Министерства внутренних дел Кыргызстана весной 2014 года.

Тогда руководство ДПС заявляло, что количество праворульных авто за предыдущие пять лет достигло 13 процентов от общего количества автомобилей в стране.

При этом, по их данным, праворульный транспорт в 20 процентах случаев является причиной дорожно-транспортных происшествий. В декабре 2014 года глава ДПС Сергей Дьяченко говорил, что запрет вступит в силу к лету 2015 года.

«Борьба с последствиями»

Основатель «Сообщества правильных водителей» Айбек Баратов считает, что после введения запрета дорожно-транспортных происшествий в стране не станет меньше. По его мнению, проблема не в праворульных автомобилях, а в неумении водителей водить.

«Проблема не в машинах и не в рулях, а в головах водителей. Они, во-первых, получают права как попало. Во-вторых, не умеют водить машину. В-третьих, это вина госавтоинспекции, которая не может своевременно реагировать и правильно наказывать», — сказал он в интервью Kloop.kg.

Баратов считает, что введением запрета власти нарушают конституционные права граждан на выбор автомобиля.

«Почему из-за глупости большинства водителей я, как законопослушный гражданин, должен страдать? […] Я считают, что власти не понимают самой сути проблемы и борятся с последствиями. Я буду призывать сообщество не поддерживать этих политиков ни в чём», — сказал он.

По мнению Баратова, президенту сперва надо обратить внимание на чиновников, которые нарушают правила дорожного движения — автомобили с государственными автомобилями нередко становятся в Бишкеке героями дорожно-транспортных происшествий.

Водители с праворульными машинами устраивали акции против этой идеи в мае 2013 года — они собрались перед зданием парламента в Бишкеке и одновременно сигналили в знак протеста. Однако с того времени активисты не проводили масштабных акций против запрета.