Моментально завершился третий сезон сериала «Карточный домик» — 27 февраля на стриминговом сервисе Netflix выложили тринадцать новых серий политического триллера с Кевином Спейси в главной роли. Кинокритик Kloop.kg Азамат Омуралиев увидел в этом сезоне лучший в истории «Карточного домика» сюжет.

Двери закрылись. Узкие хрустальные бокалы, наполненные искрящимся игристым вином, звенят после небольшого тоста. Вдруг из-за дальнего края стола встают две непохожие женщины — одна, высокая брюнетка в тёмном облегающем платье, другая, девушка на голову ниже своей подруги и с волосами белесого цвета. Они опускают громогласную тираду в адрес президента России Виктора Петрова, демонстративно выплескивают содержимое своих бокалов и удаляются.

Активистки Надя Толоконникова и Мария Алёхина из группы Pussy Riot
Активистки Надя Толоконникова и Мария Алёхина из группы Pussy Riot

Президент этот, естественно, фиктивный — Ларс Миккельсен в третьем сезоне виртуозно исполнил роль, в которой легко разглядываются реальные прообразы — но с девушками всё не так просто. Это была одна из главных новостей, связанных с сериалом до выхода его третьего сезона. Кажется, весь русскоязычный сегмент Интернета в феврале этого года уже знал о том, что в «Карточном домике» появятся Надя Толоконникова и Мария Алёхина из скандально известной группы Pussy Riot.

Впрочем, их роль оказалась исключительно эпизодической — девушки появляются в кадре буквально на минуту экранного времени. Однако небольшая по хронометражу, их сюжетная роль оказывается важнее.

Их речь в адрес Петрова — кажется, именно те слова, которые Толоконникова бы сказала при личной встрече с настоящим российским президентом.

Третий сезон «Карточного домика», по сюжету которого новый президент США Фрэнк Андервуд решает с Россией проблемы в Палестине, изобилует злободневными выпадами в сторону российской действительности. Авторы «Домика» напрямую обвиняют (фиктивного) президента в отсутствии реальной оппозиции, принятии дискриминирующих гей-законов и агрессивной внешней политике (не упоминая напрямую Украину, а указывая на проблему аллегорией Ближнего Востока).

house-of-cards-petrov

Но и политическим инструментом «Карточный домик» не оказывается — сериал сохраняет беспристрастность, нивелируя выпады в сторону России острой внутренней критикой. Президент Андервуд, упоминая об отсутствии оппозиции у российского президента, говорит об этом в исключительно положительном ключе, добавляя ремарку о том, что «он очень завидует».

Заводя разговор о дискриминации геев, сценаристы отмечают, что американское правительство вмешивается в этот вопрос исключительно в корыстных целях — тому же Андервуду нет никакого дела до благополучия гомосексуалистов в России (в определенный момент в его словах можно различить даже гомофобные нотки).

«Карточный домик» изначально был довольно остро настроен против самих Штатов, демонстрируя их политическую систему порочной и неэффективной. Распри республиканцев и демократов в третьем сезоне, впрочем, приутихли, но критика авторов продолжилась — теперь, когда оба правительственных крыла ополчились против президента Андервуда, политические игры перенеслись в предвыборную гонку.

Сериал не растерял своей хватки: всего вышеперечисленного хватило бы тройке полнометражных фильмов, но «Домик» — проект изначально критичный ко всему, не только политике. Если в первых двух сезонах он обращался к проблеме журналистов как четвёртой власти (приходя к выводу, что в медиа люди не лучше, чем на Капитолийском холме) и вопросу методов американских спецслужб, то в третьем сезоне объектом нападок становится институт брака.

house-cards-season-3-spoilers

Нерушимый союз Фрэнка и Клэр Андервудов, циничных и беспринципных убийц, готовых ради власти на всё, дал трещину — и здесь «Домик» оборачивается хорошей психологической драмой. Вместо канцелярских сюжетов первого и второго сезонов, третий взял за основу именно отношения президента и первой леди, и сериалу это пошло только на пользу.

Безусловно талантливые актёры Кэвин Спейси и Робин Райт в новых сюжетных ситуациях покоряют новые вершины, а театральность и презентативность отношений их персонажей —- заключающаяся в странных ритуалах Фрэнка и Клэр, их животных инстинктах и необычных сексуальных предпочтениях — позволяют третьему сезону отделаться от вороха недостатков.

«Карточный домик» из разряда культурных событий, дающих новостные поводы (сериал, все серии которого выходят в один день, сериал, который продюсирует Дэвид Финчер, сериал, в котором снялись Pussy Riot), перешёл в категорию лучших проектов, из-за которых и стоит ценить ТВ-формат. Теперь это — бескомпромисное произведение с мощным идейным посылом, за которым нужно не просто следить. «Карточный домик» необходимо смотреть.

Читать по теме: Как автор «Карточного домика» приезжал в Кыргызстан