Уроженец Кыргызстана Улукбек Канашев вырос в Москве и в свой 21 год создал там лейбл «АСТРА», который занимается продвижением начинающих музыкантов.

Идея создать собственный лейбл пришла к Канашеву, когда его музыкальный паблик в соцсети «ВКонтакте» набрал более 40 тысяч подписчиков — уже тогда кыргызстанец имел связи среди музыкантов, продюсеров, промоутеров и руководства музыкальных площадок.

Сейчас лейбл «АСТРА» занимается продвижением одновременно шести музыкальных групп.

Канашев рассказал в интервью Kloop.kg, чем занимается его лейбл, почему ему в голову пришла эта идея, и насколько сложно раскручивать молодых артистов.

Yvo7TAeiGA8

Повествование ведется от лица Улукбека Канашева. Вопросы задавал корреспондент Kloop.kg Метин Джумагулов.

Музыкальный лейбл — это, грубо говоря, организация, которая занимается продвижением своих музыкантов-резидентов. У нас есть несколько артистов, своя небольшая тусовка, по большей части московская.

Основная задача лейбла — распространение релизов музыкантов: синглов и альбомов. Мы продаем их в Google Store, iTunes, распространяем в сети. Также мы организовываем концерты, презентации альбомов, иногда даже устраиваем небольшие туры по России.

Лейбл я создавал на основе паблика в «ВКонтакте». Наша группа — это музыкальный блог, в котором его администраторы делятся своими музыкальными предпочтениями, открывают публике новых артистов. Изначально группа создавалась для себя, чтобы делиться своими предпочтениями с кем-то еще, помимо узкого круга друзей.

Когда началась монетизация паблика за счет рекламы, дело приняло более серьезные обороты. Что немаловажно, благодаря паблику, у меня появились очень полезные контакты: музыканты, промоутеры, российские музыкальные площадки, которым требовалась реклама в моем паблике.

Нас знают те, кому это нужно. Сейчас в нашей группе 90 тысяч подписчиков. Лично мне кажется, что это немного, хотя в 2011-2012 годах, когда все начиналось, нынешнее количество подписчиков казалось внушительным числом. Наш паблик довольно популярен среди людей, которые увлечены андеграундной музыкой — я бы не сказал, что это что-то массовое.

Cruel Tie -- одна из многообещающих групп лейбла "АСТРА"
Cruel Tie — одна из многообещающих групп лейбла «АСТРА»

У меня уже были все необходимые контакты, когда я решил воспользоваться этим и сделать что-то полезное. Идея создать лейбл пришла мне в голову, когда я начал ранжировать музыку по лейблам. Потом я понял, что в России очень мало независимых лейблов, и не все они работают стабильно. Хотелось создать что-то новое, что имело бы спрос. И пока все идет хорошо, спрос есть, и я не вижу причин останавливать свою деятельность.

Изначально мы планировали придерживаться жанра синти-поп — танцевальной электроники на русском. Нам казалось, что это свежий глоток воздуха на сцене независимой русской музыки.

Чуть позже наша небольшая тусовка музыкантов, которые играли в этом жанре, распалась. И я решил не ограничиваться одним жанром. Сейчас наш лейбл абсолютно мультижанровый, мультиязычный, и никаких рамок мы не придерживаемся. Главный критерий, который у меня есть — чтобы музыка действительно мне нравилась.

Я являюсь меломаном. Меня может зацепить самая разная музыка.

Первое время я не искал артистов, а уже знал их, и просто предлагал сотрудничать. Одни не поверили, другие поддержали меня. Позже я сам находил перспективных на мой взгляд артистов. И совсем недавно мы преодолели ту черту, когда не ты начинаешь работать на имя, а наоборот. Это не может не радовать. За последнее лето я получил около десятка писем с просьбой рассмотреть запрос о сотрудничестве. И трех-четырех артистов мы уже взяли.

Деловые отношения в лейбле строятся на общем доверии. Я придерживался идеологии никогда не подписывать контракты со своими резидентами. Изначально это было не нужно. Сейчас такая необходимость есть, но я этого не делаю. Я считаю, что, когда ты подписываешь контракт, ты проявляешь недоверие к артисту или наоборот. Заранее предполагаешь конфликт. Отношения между мной и группами строятся на доверии. Для меня резидент лейбла — это не только тот, с кем я веду дело, но и тот, с кем я могу весело провести время. Для меня лейбл — это что-то вроде семьи.

Все эти туры, презентации, релизы — это не сложно, скорее утомительно. Нужно выстраивать планы и стараться их придерживаться. Здесь не нужен тяжкий физический или умственный труд. Тут нужна усидчивость, умение вести переговоры.

Мое дело не отнимает весь день. Всё зависит от того, на какой мы стадии работы. Если предстоит релиз, то требуется время и какие-то усилия. В другом случае я могу заняться другими делами. Когда-то я могу весь день просидеть за монитором, что-то решая, а на следующее утро могу и забыть, что у меня есть лейбл.

Проект VLNY также сотрудничает с лейблом Канашева
Проект VLNY также сотрудничает с лейблом Канашева

Прибыль есть, но она небольшая, потому что весь этот рынок только развивается, и мы являемся пионерами в данной сфере. С развитием сцены, я надеюсь, в будущем это будет приносить существенный доход. Пока что с паблика доход идет от рекламы, мы анонсируем в нём различные события, делаем рекламу каких-либо продуктов — не обязательно связанных с музыкой. С лейбла заработок идет от продаж релизов, также мы берем процент с гонораров артистов на их выступлениях.

Я даже не могу сказать, хобби это для меня или работа. Скорее, ни то, ни другое. Сейчас переходный момент, когда деятельность лейбла плавно превращается для меня из хобби в работу.

Мы распространяем наш контент не только через интернет. В марте у нас был релиз мини-альбома ташкентской инди-рок группы Cruel Tie. И мы распространяли их альбом на CD. Диски продавались во время их тура. Сейчас мы готовим ближайший релиз, его планируем растиражировать на виниле. Тираж небольшой, но, думаю, он будет стоить того.

Я не осуждаю людей, которые слушают и скачивают музыку бесплатно. Для начинающих лейблов это плюс, потому что бесплатное распространение — хороший промо-инструмент. Люди знакомятся с музыкой — если она им нравится, они будут посещать наши концерты.

Тем не менее, музыку стоит покупать. Без этого у неё не было бы развития. Сейчас развитие независимой российской сцены находится в некотором ступоре, только потому что до людей пока не дошло, что скачивать музыку — нелегально, ее нужно покупать. Или слушать через сервисы вроде Spotify, с прослушивания которых мы также получаем доход. Может быть, это утопия, но я хочу, чтобы в будущем люди осознали, что нужно приобретать музыку.

h0JlNc_8yII

В школьные годы в Бишкеке у меня была своя группа. Играли брит-поп, который на тот момент был передовым жанром для бишкекской сцены. Мы пользовались популярностью не только в школе, но и за её пределами. Позже группа развалилась. Со временем я понял, что из меня музыкант не такой уж и хороший. И я лучше стану тратить время на развитие действительно талантливых людей — в этом у меня есть задатки.

Я очень жду, когда появятся действительно талантливые кыргызстанские исполнители. Группы, которые не стыдно будет показать российской сцене. Пока что я не вижу таких групп, за которые хотелось бы ухватиться и развивать. У меня была мечта сработаться с Нурбеком Савитахуновым. Я его большой фанат, я следил за его творчеством, когда он начинал в Америке, в Лондоне, писал англоязычный фолк. Когда приехал в Бишкек, он адаптировался под местную сцену, и, к сожалению, он свернул свою деятельность. Были такие хорошие группы как The Rolls, Dad Manki, но все они, кажется, перестали развиваться или существовать. Но я искренне хочу внести вклад в андеграунд Бишкека. Осталось ждать того дня, когда появятся достойные артисты.

Первое время я не встречал поддержки со стороны семьи. Я говорил всем, что у меня лейбл, но никаких идей или соображений, что это такое ни у кого не было. Мама вообще подозревала, что я занимаюсь темными делами. Друзья поддерживали, но трудно поддерживать друга, тупо не понимая, что он делает. Намного важнее мне была поддержка родных, которую я не встречал. Но уже полгода мама меня тепло поддерживает. Она рада за мои успехи, главное, чтобы это приносило удовольствие и доход.

Я рад, что со временем до людей доходит понимание того, чем я занимаюсь. Приятно, что люди в Кыргызстане интересуются этим. Хотя то, что я делаю, не связано непосредственно с этой страной.