12 и 13 сентября в Берлине впервые прошел музыкальный фестиваль Lollapalooza Berlin 2015. Редактор Kloop.kg Азамат Омуралиев побывал на нем, описал свои впечатления от первого дня фестиваля, в течение которого играли группы Franz Ferdinand, Chvrches, Hot Chip и хип-хоп дуэт Macklemore & Ryan Lewis, и записал выступления музыкантов.

Повествование ведется от лица Азамата. Все видео- и фотоматериалы предоставлены им же.

Так получилось, что я попал на музыкальный фестиваль Lollapalooza Berlin 2015, который проходит в этом году впервые в Германии. Сам фестиваль Лоллапалуца — огромный бренд, который по популярности и узнаваемости можно сравнить с фестивалями Гластонбери или Коачелла.

Однако изначально Лоллапалуца с 1991 года проходила лишь в Америке. Основал фестиваль Перри Фаррелл, фронтмэн группы Jane’s Addiction. Создал он Лоллапалуцу в качестве прощального тура для этой самой группы, но со временем это переросло в настоящий локомотив фестивальной музыки. С 2005 года на регулярной основе Лоллапалуца проводится в Чикаго, с 2011 года — в Сантьяго, Чили, с 2012 года — в Сан-Паулу, Бразилия, и с 2014 года в Буэнос-Айресе, Аргентина.

14 лет спустя фестиваль выбрался за пределы американских материков. Лоллапалуца прошла впервые за пределами Америки в Берлине, 12 и 13 сентября 2015 года.

Лайнап берлинской Лоллапалуцы впечатляет — пусть ему и есть куда расти. В этом году на фестиваль приехали Run The Jewels, Сэм Смит, Clean Bandit (прошлогодняя ‘Rather Be’ — их песня), Fatboy Slim, диджеи Martin Garrix и Skrillex, Tame Impala, Hot Chip и десятки других менее известных музыкантов. В этом есть и дань корням фестиваля — на Лоллапалуце в свое время раскрылись десятки альтернативных рок-групп, начиная The Strokes и заканчивая M83.

Хэдлайнерами первой Лоллапалуцы стали Muse, The Libertines и дуэт Macklemore & Ryan Lewis.

День первый

Музыканты первого дня Lollapalooza Berlin 2015
Музыканты первого дня Lollapalooza Berlin 2015

В первый день на Лоллапалуцу пришли 50 тысяч человек: довольно скромная цифра для крупного музыкального фестиваля, но в любом случае внушительная. Еще больше в этом контексте удивляет место проведения: берлинская Лоллапалуца прошла практически в центре города, на территории заброшенного аэропорта Темпельхоф, который местные жители обустроили в парковую зону — обычно такие фестивали выводят в пригород.

Естественно, никакого «Кыргызстан-Австралия» ни на входе, ни на выходе, ни в течение всего фестиваля не было. По периметру на специальных пунктах пропускали на сам фестиваль и выдавали браслеты с магнитным чипом, которым можно было расплачиваться за еду и напитки (нужно было лишь пополнить баланс браслета в специальных пунктах). Очень удобное решение: без мороки со сдачей у магазинчиков с колой и донерами очереди рассасывались буквально за несколько минут.

Всего на фестивале было четыре сцены: две большие, одна поменьше и четвертая с мощными светоустановками (на ней выступали в основном диджеи). Расстояния между ними были небольшие, но шагомер на телефоне все равно подсказал, что за один фестивальный день я прошел около 10 километров лишь внутри самого Темпельхофа.

Впрочем, вдаваться в логистику фестиваля можно очень долго. Однако оттого Лоллапалуца и музыкальный фестиваль — главное здесь артисты. К сожалению, всех послушать в первый день не удалось, но на Hot Chip, Chvrches, FFS (Franz Ferdinand & Sparks), Dog Blood (Skrillex & Boys Noize) и Macklemore & Ryan Lewis я попал.

Угловатая электроника с зубодробительными басами от Chvrches

IMG_7225

У шотландской группы Chvrches получилось очень камерное и неприжденное выступление. Слушателей было относительно немного — тысяча-две, и сама группа играла не так долго.

Но в такой толпе образовалась очень тонкая атмосфера: музыка Chvrches вживую звучит совершенно по-другому. Если в записи их первый (и пока единственый альбом) объединяет элемента угловатого синти-попа с экспериментальностью Афекса Твина, то на живом выступлении басы переходят в совершенно другое измерение.


Отрывок из песни ‘Leave a Trace’

Ни до Chvrches, ни после них на Лоллапалуце более животрепещущих и практически осязаемых басов я не слышал. В принципе, это довольно ловкий и хитрый трюк — группа завлекала слушателя на практически физиологическом уровне, но никто от этого, вроде, не пострадал.

Та самая атмосфера не располагала к безумным танцам и адреналину, но и дружеской связи между группой и слушателями не возникло — выступление Chrvches обосновалось где-то посередине между двумя полюсами прошедшей Лоллапалуцы.


Chvrches — Clearest Blue

Играли Chvrches вперемешку синглы с их грядущего альбома Every Open Eye и песни с уже вышедшего The Bones of What You Believe. Разница между ними разительна: на первом альбоме группа развлекалась с экспериментальным техно, а на втором убрала острые басы и добавила больше попсовых гармоний. Однако и упрекнуть их за это сложно — звучат оба диска восхитительно (как вживую, так и в записи).

Шоу Macklemore & Ryan Lewis c салютами и мини-оркестром

IMG_7278
Окей, с Маклмором получилось довольно неожиданно. Фанфары, самое помпезное шоу фестиваля и запредельный градус пафоса были довольно предсказуемы. Это, конечно, не минус выступления, но дело в том, что из такого грандиозного шоу Маклмор смог сделать совершенно интимный и личный вечер.

Со слушателями на Лоллапалуце больше всех, наверно, говорил именно Малкмор. Шутил о шницелях, хвалил берлинцев за Темпельхоф, делился впечатлениями о рождении дочки и обсуждал закон о легализации браков в США. Оговорок здесь много: во-первых, разговоры со зрителями — привычная часть множества крупных лайвов; во-вторых, в этом всем легко разглядеть умелый маркетинг и постулаты правильного перформанса.


Macklemore & Ryan Lewis — Thrift Shop


Отрывок из песни ‘Wing$’

Но за настроение вечера о всех таких оговорках стоило забыть. Шоу Маклмора оказалось гораздо (гораздо-гораздо) спокойнее выступлений большинства крупных артистов на Лоллапалуце, но и ощущения обычной музыкальной посиделки не было. Все эти салюты, пошловатые шутки и фанфары создавали впечатление скорее отличной пляжной вечеринки, откуда уходить совсем не хочется.


Macklemore & Ryan Lewis — Can’t Hold Us

The Heist — а у дуэта Macklemore & Ryan Lewis пока лишь один альбом — ничуть не вершина музыкальных или смысловых идей. Подтверждает это и сам Маклмор — после вручения ему премии «Грэмми» за лучший рэп-альбом артист извинился перед Кендриком Ламаром.

Извинение Маклмора перед Кендриком Ламаром за «украденную» премию «Грэмми»
Извинение Маклмора перед Кендриком Ламаром за «украденную» премию «Грэмми»

Однако на альбоме Маклмора есть много моментов очень мощных чисто эмоциональных моментов. ‘Thrift Shop’ пусть всем уже и надоел, но безбашенность ‘Can’t Hold Us’ и светлая сентиментальность ‘Same Love’ идеально вписываются в фестивальный формат.

Немного Hot Chip, Skrillex и Franz Ferdinand

IMG_7211

Легендарные рокеры Franz Ferdinand и диджей Skrillex на Лоллапалуце играли в составе новых проектов.

Новый коллаборационный проект FFS (Franz Ferdinand & Sparks) практически полностью исполнил свой первый новый (и плохой по всем параметрам) альбом с перерывами на всего две песни культовых «фердинандов».


Отрывок выступления Dog Blood

А Skrillex играл с немецким продюсером Boys Noize. У их дуэта Dog Blood тоже лишь один альбом, но в большинстве своем их сэт состоял из неудержимых и клубных миксов с световым шоу на грани эпилептического шока.

Лично мне — ввиду отсутствия фестивального опыта за плечами — было бы гораздо интереснее услышать сольных Skrillex и Franz Ferdinand, но даже с объективной точки зрения их живые выступления оказались довольно плоскими. При этом сцены им, естественно, выделяли самые большие — на выступлениях обоих коллаборационных проектов было не меньше 10 тысяч зрителей.


Отрывок выступления Hot Chip

Скромные и расслабленные Hot Chip тоже смотрелись неоднозначно. С одной стороны, их выступление отлично подошло для неспешного осмотра территории фестиваля, но с другой, в самой толпе перед сценой особых эмоций не было.

А за эти два дня я понял, что важнее всего на таких событиях именно они. Не опыт и память, не посты в инстаграме и обсуждения с друзьями, а именно ни с чем не сравнимые, совершенно уникальные и неповторимые эмоции.