Родные и адвокат найденного повешенным экс-главы следственного изолятора №50 Иманкула Тельтаева заявили, что не видели результатов экспертизы тела умершего.

Камчыбек Абелдиев, брат экс-главы следственного изолятора №50 Иманкула Тельтаева, заявил, что родственники умершего не верят в версию про суицид и попросили Генеральную прокуратуру провести «объективное расследование» обстоятельств смерти.

«Мы не верим, что он совершил самоубийство. Не хотим, чтобы осталось пятно о суициде», — заявил брат Тельтаева.

Родственники Тельтаева заявили на пресс-конференции по обстоятельствам его смерти, что Госслужба исполнения наказаний провела экспертизу тела умершего и констатировала «суицид».

«Представители ГСИН считают, что это было суицидом и экспертиза тоже доказала [это], однако результаты экспертизы никто не видел», — сообщил Камчыбек Абелдиев, брат экс-главы следственного изолятора №50.

Иманкул Тельтаев был найден повешенным в палате медицинской части СИЗО-1 утром 20 ноября.

Абелдиев со ссылкой на независимого эксперта сказал, что умерший должен был получить перелом шеи, в случае, если совершил самоубийство.

«При весе 90 кг при суициде он должен был получить перелом кости. Нам нужно выяснить, действительно ли он это сам совершил или такого вообще не было», — говорит Камчибек Абелдиев.

Генпрокуратура возбудила 24 ноября уголовное дело на исполняющего обязанности начальника СИЗО-1 Б.Т. за нарушение правил внутреннего распорядка следственных изоляторов.

«[Б.Т.] дал устное указание дежурному помощнику начальника СИЗО и врачу-терапевту медицинской санитарной части о размещении Телтаева И.А. в кабинете медико-санитарной части следственного изолятора, где содержался без охраны», — говорится в пресс-релизе генпрокуратуры.

Генпрокуратура обвиняет и.о. главу СИЗО-1 в «злоупотреблении должностным положением», так как нарушил правила внутреннего распорядка следственных изоляторов.

Родственники Тельтаева, а также глава общественного наблюдательного совета при ГСИН Чолпон Омурканова, и эксперты, бывшие на мероприятии, потребовали возбуждения уголовного дела против главы ведомства Алика Мамыркулова.

«Незаконные обвинения»

Сын Тельтаева — Улан — говорил в интервью радио «Азаттык», что его отец стал «жертвой обстоятельств».

«Я не верю, что он мог повеситься. Вчера в 11.30 мы с ним встретились. Отец стал жертвой обстоятельств. Он говорил, что у него есть соответствующие документы, что выдержит и верил в освобождение», — говорил Улан Тельтаев тогда.

Тельтаев был водворен в СИЗО-1 11 ноября — он проходил одним из фигурантов дела по побегу девяти заключенных из СИЗО-50, которое он возглавлял.

Его адвокат Улан Джумаков заявил, что обвинения против него были «незаконны». По его мнению, уголовное дело было «предвзятым».

«СИЗО-50 не предназначено для содержания террористов, о чем неоднократно писал Иманкул Тельтаев в своих письмах, он указывал, что не работают камеры, нет заглушек для телефонов. Зная об этом, туда все равно отправили террористов», — заявил Джумаков.

Премьер-министр Темир Сариев на заседании Совета по обеспечению безопасности и правопорядка заявил о необходимости дать оценку деятельности ГСИН в связи с этим побегом и поручил в устранить «существущие недостатки» в этой системе.

Побег из СИЗО-50

Девять заключенных сбежали в ночь с 11 на 12 октября из СИЗО-50 в селе Нижний Нооруз Чуйской области.

По горячим следам были пойманы пять из них — трое пойманных вскоре скончались в заключении при неизвестных обстоятельствах. Согласно данным ГСИН, двое скончались из-за сердечной недостаточности, а у третьего была черепно-мозговая травма.

Во время побега они застрелили троих сотрудников СИЗО, а ещё один — Тилек Абылгазиев — получил тяжелое ранение и позже скончался в больнице.

Трое беглецов — Данияр Кадыралиев, Азамат Мусуралиев и Алтынбек Итибаев — были застрелены во время спецоперации по их задержанию. По версии милиции, они пытались оказать сопротивление.

Ещё один беглец — Эдиль Абдрахманов — был пойман живым 22 октября, его подстрелили в ногу, а позже сделали операцию на трахею.

Побег из СИЗО-50 вызвал вопросы некоторых экспертов и журналистов о его обстоятельствах. Премьер-министр Темир Сариев потребовал от руководства ГСИН реформы системы исправительных учреждений.

Спустя пару недель после поимки и убийства последнего сбежавшего, ГСИН представила специальную тюрьму №19 для пожизненно осужденных, которая находится в селе Жаны-Жер Сокулукского района Чуйской области.