После двухгодового перерыва сериал «Шерлок» вновь дал о себе знать. Рождественский спецвыпуск британской экранизации оказался не так прост, и обозреватель Kloop.kg Азамат Омуралиев объяснил, почему он настолько неоднозначен.

Британский сериал «Шерлок» примечателен тем, что с момента основания последовательно ломает формат и правила телевизионного жанра (да и не только его). Сначала — идея об экранизации классических историй о Шерлоке Холмсе в современном Лондоне, затем — решение выпускать лишь по три серии, каждая из которых ощущалась бы полноценным фильмом.

Дальше — больше. Два года перерыва между каждым из небольших сезонов, растущие голливудские звезды в главных ролях (ведь и Камбербетч, и Фриман могли бы безболезненно от участия в сериале отказаться, они его давно переросли) и аккумулирующаяся с поразительной скоростью база фанатов.

И создатель сериала Стивен Моффат на этой фанатской базе решил сыграть, и эту палку он гнет до сих пор. Если весь третий сезон «Шерлока» играл на зрительских теориях о смерти и волшебном возрождении знаменитого детектива, то спецвыпуск «Безобразная невеста» и вовсе снят целиком и полностью лишь для самых отъявленных поклонников сериала.

The Abominable Bride

Но ничего, на самом деле, беды не предвещало. По трейлерам казалось, что сериал просто берет передышку и переносит знаменитый современный дуэт Шерлока и Ватсона в оригинальную эпоху оригинального дуэта (ох уж эти извращения над постмодернизмом). И начало спецвыпуска эти догадки подтвердило. Вроде все начиналось мило: атмосфера и цитаты первого сезона, проработанный антураж викторианской эпохи и знакомые персонажи в неожиданных образах.

Однако по ходу развития этот спецвыпуск несколько раз подряд меняется в лице, скачет между современным Лондоном и XIX веком, возрождает мертвых персонажей, обращается к темам феминизма и оккультизма, читает нотации о вреде наркотиков и рождает сцену, которая ставит сексуальную ориентацию Шерлока под очень большой вопрос.

И, в конце концов, эпизод оказывается напрямую связанным с прошлыми тремя сезонами, а чуть позже дает понять, что смотреть его-то, впрочем, и необязательно. Ведь спецвыпуск «Шерлока» не сдвигает основную сюжетную линию сериала ни на дюйм, и в то же время не хочет быть самостоятельным.

sherlock

Во-первых, полноценно его оценят лишь те, кто довольно тесно знаком с предыдущими тремя сезонами. Практически половина всего выпуска — это довольно прямолинейный психоанализ персонажей, с которыми Шерлоку и Ватсону удалось встретиться в современном Лондоне.

Во-вторых, детективная история об убийце-призраке здесь является своеобразным макгаффином, лишь условным поводом для развития сюжета. В итоге именно она, конечно, выдает самую любопытную сцену выпуска в запертом замке с разбитыми стеклами, но на большее способной не оказывается.

Наконец, запутанность сюжета с его скачками между наркотическим сном и реальностью, которая послужила поводом для сравнения спецвыпуска с фильмом «Начало» Кристофера Нолана, здесь скорее надумана. Несмотря на то, что структура «Безобразной невесты» действительно сбивает с толку, на тонкости спецвыпуск оказывается небогат. И заканчивается он буквально на том же месте, где окончился третий сезон.

Но, с другой стороны, в спецвыпуске есть простор для фанатов. Преданные поклонники «Шерлока» уже разбирают эпизод на мемы и, несомненно, найдут причины и дальше пересматривать эпизод и разбираться в “запутанных” сюжетных линиях.

Стивен Моффат посоветовал не ждать четвертый сезон сериала раньше 2017 года, но после всего, что он снял, встает вопрос о том, а стоит ли сезон ждать вообще. «Шерлок», конечно, сломал немало правил, но некоторые лучше было бы не трогать. Сериал уже два года как стал проектом лишь для фанатов, и этот факт скорее огорчает, нежели радует.