Предприятия по снабжению населения питьевой водой не в состоянии оплатить налог

На платформу пришло сообщение от Тилека Тукеева, директора Орловского предприятия тепловодоснабжения и водоотведения о том, что оно не может получить лицензию на подъем питьевой воды в связи с тем, что не в состоянии оплатить бонус в размере 13 000 долларов США:

“Согласно Налоговому кодексу, Орловскому предприятию тепловодоснабжения и водоотведения (ОПТиВ) необходимо получить в Государственном агентстве по геологии и минеральным ресурсам лицензию на право пользования недрами (подземными водами). Для этого необходимо оплатить бонус. Бонус — налог за право пользования недрами, уплачиваемый в соответствии с Налоговым кодексом Кыргызской Республики.Ставка бонуса установлена правительством по классификационной таблице и для Орловского ПТиВ он равен 13 тысяч долларов. На данные выплаты у предприятия нет финансовых средств, так как основными потребителями воды являются бюджетные организации и местное население.

Для того, чтобы оплатить данный бонус необходимо пересмотреть тариф на питьевую воду, что очень болезненно воспринимается населением. В настоящее время себестоимость воды составляет 24,5 сомов за кубометр, а утвержденный тариф для населения 7, 27 сомов за кубометр, то есть данный участок водоснабжения является убыточным”.

По словам Тукеева, после развала СССР Орловское ПТиВ заплатило за лицензию пять тысяч сомов. Налоговая стала проверять предприятие с осени 2015 года. Так как лицензия предприятия недействительна, 5 отдел МВД по экономическим преступлениям требует выплаты бонуса.

Предприятие находится на самоокупаемости, со стороны государства не датируется. В месяц предприятие поднимает из-под земли около 30 тысяч кубометров питьевой воды.

“Я прошу, чтобы депутаты на уровне Жогорку Кенеша решили эту проблему. Мы не говорим, что совсем не надо платить, надо платить, но в рамках разумного. Сейчас же мы угробим предприятие”, — сказал Тукеев.

Проблемы действительно существуют

По словам Галины Толстихиной, начальника отряда по контролю за охраной подземных вод Кыргызской комплексной гидрогеологической экспедиции Госагентства по геологии и минеральным ресурсам КР эта ситуация касается не только Орловского ПТиВ, но и всех предприятий типа водоканала, сельских общественных объединений потребителей питьевой воды (СООППВ) и городских водоканалов.

В Налоговый кодекс ввели плату за пользование недрами в 2008 году, за пресные воды необходимо платить 13 долларов за кубометр в сутки, за минеральные воды 80 долларов.

“Бонус за пользование недрами оплачивается, когда необходимо получить лицензию. Люди не могут получить эту лицензию, потому что у них нет средств на оплату бонусов. Все водоканалы, СООППВ, все предприятия, которые решают социальные вопросы водообеспечения населения или своих работников, просто не в состоянии проплатить. Те, кто получил лицензии, все равно эти бонусы не оплатили и у них сейчас аннулируются лицензии.

Мы писали письмо в Правительство, Жогорку Кенеш об отмене этих бонусов для организаций типа водоканала и водоснабжения. Мы просили отменить их, но это якобы заблокировал Минфин, потому что ему нужно, чтобы налоги были в бюджете”.

Проблема в том, что в Налоговом кодексе нет разделения на коммерческие и государственные, социальные организации. По мнению Толстихиной налогообложение для компаний, занимающихся предпринимательской деятельностью, и компаний, обеспечивающих население водой, должно быть разным.

“Если это водоснабжение населения, то есть вода должна выступать не как товар, а как система жизнеобеспечения населения, то тогда они не должны платить эти бонусы”, — сказала она.

Толстихина отметила, что пока не было прецедентов, когда кого-то осудили за неуплату бонусов, неплательщиками занимается финансовая полиция.

Директор Департамента развития водоснабжения и водоотведения Госстроя Аскарбек Токтошев также отмечает, что данная проблема существует и на сегодняшний день ни одно СООППВ не оплачивает бонус, потому что на это нет средств.

“На сегодняшний день пока ни одно сельское общественное объединение потребителей питьевой воды не платит, потому что нет денег. Налоговая инспекция готовит документы для передачи соответствующим правоохранительным службам”

Отсутствие средств на оплату налогов связано с тарифной политикой. Порядок утверждения тарифа в каждом городе или селе такой: поставщики воды должны разработать тариф, согласовать с антимонопольным органом, после чего тариф утверждается местным кенешем, то есть айыльным и городским кенешем.

По словам Токтошева проблема в том, что тарифы часто даже не доходят до себестоимости воды.

“На сегодняшний день я еще не видел ни одного села, где тариф утвердили бы на уровне себестоимости. Какой депутат местного кенеша хочет показаться плохим? Если себестоимость кубометра воды 10 сомов, то они устанавливают тариф на уровне 2-3 сомов, то есть ниже себестоимости”, — сказал он.

Токтошев считает, что для решения проблемы, связанной с выплатой бонусов, необходимо проводить открытые обсуждения с представителями госорганов, НПО и готовить законопроект.

Присылайте свои сообщения о возможных нарушениях через форму справа.