Накануне взрывов в Брюсселе, прогремевших на прошлой неделе, редактор Kloop.kg Азамат Омуралиев находился в центре бельгийской столицы и пострадавшем аэропорту. В личной колонке он поделился наблюдениями и переживаниями о том, как теракты меняют современную Европу и весь мир.

В качестве иллюстраций к этому материалу использованы скриншоты из переписок Азамата на Facebook.

Я вышел с поезда до Брюсселя, и первое, что попалось мне на глаза — трое мужчин в военной форме с автоматами в руках. Я поднялся ко входу на вокзал, вышел из здания, а там еще более неожиданно, посреди небольшой площади, стоял военный грузовик. И так весь день: вооруженные люди в армейской форме, десятки полицейских и военных машин, вертолеты над головой и до смешного серьезные проверки в музеях, будто ты проходишь чекин в аэропорту.

Это было за два дня до теракта в Брюсселе.

Черт, ты разве не был вчера в аэропорту Брюсселя?
Черт, ты разве не был вчера в аэропорту Брюсселя?

Когда я узнал о том, что в Брюсселе прогремело несколько взрывов, я был невероятно ошарашен. В тот момент я все еще находился в городе и видел, что он переполнен военными и полицейскими, что там царит несколько параноидальная атмосфера. Я не знаю, причина ли в том, что брюссельские власти ожидали теракта, или в том, что за неделю до этого в городе искали последних подозреваемых по делу о взрывах в Париже, но факт остается фактом. Это был огромный шок для меня.

Из Брюсселя я должен был вылететь в Барселону. И оттуда дальше по Испании. Но из-за теракта, естественно, все кардинально поменялось. Были отменены рейсы, была закрыта граница, пришлось бронировать новые билеты и пытаться понять, как вернуться обратно.

Привет, Аша, ты в порядке? Ты ведь была в Эйндховене, не Брюсселе?
Привет, Аша, ты в порядке?
Ты ведь была в Эйндховене, не Брюсселе?

Когда случился теракт в Париже, я помню, даже в моем небольшом городке в Голландии появилось очень дискомфортное ощущение незащищенности. Европа — оплот надежды и прогресса, место, где ты вроде должен чувствовать себя в безопасности. И тут такое.

После Брюсселя все стало немного хуже. По крайней мере, лично для меня. Из-за того, что это уже второй крупный теракт за столь короткий промежуток времени, из-за того, что после взрывов на меня обвалились десятки сообщений от друзей и родственников, которые спрашивали, все ли со мной в порядке, из-за того, что я своими глазами видел, насколько город встревожен и как будто бы готов к такому поворот дел.

Но я, как оказалось, был не единственный. Я поговорил со знакомыми, которые тоже ездили в другие европейские страны во время каникул. Никого не покидало ощущение страха. Ты заходишь в метро, ты выходишь на известную площадь, окруженный толпой людей, ты проходишь контроль в аэропорту. И тебе постоянно кажется, что этот подозрительный мужчина справа или та сумка, оставленная кем-то на скамье — тебе кажется, что они могут стать источником новой трагедии.

То, что происходит в Брюсселе, пугает меня
То, что происходит в Брюсселе, пугает меня

И это не преувеличение. В Европе сейчас тревожно. Эти атаки вселяют в людей — не только европейцев, но жителей со всех уголков планеты — неуверенность и страх.

На следующий день после теракта в Париже, унесшем жизни 130 человек, я опубликовал небольшую заметку на Facebook.

Нельзя сравнивать то, что произошло вчера, и то, что происходило до этого. Это все разные вещи. Теракт в Бейруте — к сожалению, один случай из десятка, а то, что случилось в Париже — прецедент. Это демонстрация силы экстремистов, явный знак того, что даже одна из самых развитых стран в своем главном городе, одной из мировых столиц, не может защитить свое население.

Если даже Франция не может предотвратить подобное, то чего ожидать людям по всему свету? То, что было вчера, громче и резонанснее всего того, что делали экстремисты ранее в течение последних лет, потому что взорвать бомбу в горячей точке или подорвать самолет, пролетающий над террористической базой — значит показать силу на своей земле.

Устроить войну на улицах Парижа — значит показать силу на чужой земле. Париж — это земля мира, земля прогрессивных ценностей и атмосферы защиты, но вчерашние события показали, что на самом деле нет. Что на самом деле наши богатые и влиятельные правительства демократических государств, советы безопасности ООН и армии не в состоянии спасти жизни своих людей. И то, что случилось вчера, ввергло мир в ужас не потому что погибли белые, а потому что погибли люди в Европе. Которая вроде бы безопасна, вроде бы прогрессивна, но нет, даже это не спасает.

И сейчас я уверен в этом лишь сильнее. После Брюсселя прогремели ужасные трагедии в Ираке и Пакистане, и мир впадает во все больший ужас.

Эти атаки так сильно злят меня
Эти атаки так сильно злят меня

Но на фоне всего этого стоит не забывать, что мы живем в самое мирное и спокойное время в истории человечества. Необходимо ценить каждую жертву, и не давать подобным трагедиям достигать цели, которую они преследуют. Не давать этим ужасам запугать нас, простых людей, которые в состоянии этого страха идут поддерживать новые бомбежки спорных территорий на Ближнем Востоке и голосовать за Трампа.

Источник фото: Sputnik