Kloop.kg вместе с художниками из Suibian Studio выяснили как выглядели татуировки енисейских кыргызов. Нательные рисунки были найдены учеными на древних мумиях.

В китайской хронике, датируемой VI-Х веками, упоминается об обычаях енисейских кыргызов: «Храбрые из них татуируют руки себе, а женщины, по выходу замуж, татуируют себе шею».

Древнеенисейские племена обычно сжигали мумии, поэтому материалов, говорящих о том, что древние кыргызы татуировали себя, почти не осталось.

Но философ и исследователь кыргызской истории Элери Битикчи считает, что представление о культуре татуировок можно получить, изучая алтайские мумии, найденные в пазырских курганах (место массового захоронения скифов на Алтае) и датируемые VI-III веками до нашей эры.

03

«Татуировки на мумии, прозванной Алтайской принцессой, и двух воинов, захороненных с ней же, а также сохранившаяся у кыргызов Кема (Енисея) одна мумия с татуировками, могут дать вполне обоснованное представление об этнических татуировках древнеенисейских кыргызов», — рассказывает он.

Татуировки в виде сцен охоты, изогнутых фигур животных и фантастических зверей представлены в археологических материалах второй половины I тысячелетия до нашей эры у пазырыкцев Горного Алтая. Их сложная композиция выбивается из общего контекста не только пазырыкского искусства, но и всего скифского.

02

На всех татуировках передняя часть тела животного повернута по отношению к задней на 180 градусов. Исследователи предполагают, что это своего рода символ вечности. Изображения оленей символизируют происхождение — достаточно много кыргызских племен считало это животное своим тотемом.

Татуировки в виде хищников могли олицетворять как силу, так и власть, и мощь, и смелость. Рисунки петуха, по поверью народов Алтая, символизировали плодовитость. На обе руки татуировки наносились в случае если носитель татуировок был облечен большой властью.

Для разновидности «звериного стиля» характерны многофигурные «сцены терзания», реалистическая манера исполнения и наличие картушей, замыкающих композиции — все эти черты присущи татуированной композиции на руке женщины, погребенной в одном из Пазырыкских курганов.

01

Максат Бегалиев, историк кафедры истории Кыргызстана Бишкекского гуманитарного университета, отмечает символичность татуировок.

«Довольно интересна стилистическая манера исполнения татуировок с этими изогнутыми силуэтами фигур, S-образные формы, мифические мотивы. Изучение этого вопроса еще продолжается и может быть в будущем мы сможем почерпнуть из этого нечто большее», — заключил он.

Рисунки: Гульнара Исламкулова и Эмиль Адылбек уулу
Фото: Азат Рузиев
Модели: Эльдос Казыбеков и Нурай Насырбекова