Госкомитет нацбезопасности задержал бывшего директора госпредприятия «Кыргызалтын» Дастана Сарыгулова за «приготовление насильственного захвата власти». Он водворен в изолятор временного содержания.

Бывший директор «Кыргызалтына» в 1992-1997 годы Дастан Сарыгулов был задержан 13 июня сотрудниками Госкомитета нацбезопасности (ГКНБ). Его подозревают в «приготовлениях к насильственному захвату власти».

Сарыгулова задержали после новых деталей дела оппозиционеров Кубанычбека Кадырова и Бектура Асанова, которых арестовали в марте этого года за «попытку насильственного захвата власти» при организации митингов.

ГКНБ связывает «попытки дестабилизации» ситуации в Кыргызстане с расследованием деятельности золотодобывающей компании «Кумтор», которой владеет канадское предприятие «Центерра», где Кыргызстан, в свою очередь, имеет треть пакета акций.

«При расследовании фактов коррупции в проекте «Кумтор» следствие столкнулось со значительным противодействием и угрозой безопасности фигурантов уголовного дела со стороны организаторов коррупционных схем — членов и приближенных семей [свергнутых президентов Аскара] Акаева и [Курманбека] Бакиева», — сказано в сообщении от ГКНБ.

Еще одним основанием для задержания Сарыгулова стало письмо от бывшего президента компаний «Кумтор», «Камеко» и «Центерра» Леонарда Хоменюка — в обращении к генеральному прокурору он написал о вымогательстве денег в 2000-е годы со стороны приближенных семьи Акаева.

«Средства запрашивались на различные цели, включая проведение выборов, совершение незапланированных и дополнительных выплат в Минфин, поддержку различных областных и государственных фондов. Временами, запросы были значительными, достигая 200 тысяч долларов в месяц», — написал в письме Хоменюк.

По его словам, Сарыгулов и другой бывший менеджер «Кыргызалтына» Камчыбек Кудайбергенов объясняли просьбы о выделении денег давлением со стороны администрации президента.

Руководство компании «Камеко» и совет директоров «Центерры» изучали все эти запросы с участием консультантов. Хоменюк пишет, что с одобрения менеджеров этих компаний деньги выплачивались в фонд «Мээрим», которым управляла Майрам Акаева, жена бывшего президента.

«Компании постоянно подвергались различным требованиям, однако проект «Кумтор» продолжал работать без перебоев и по большому счету без чрезмерного давления со стороны кыргызских властей. Возможно, это частично является результатом того факта, что некоторые наличные средства выплаченные “Камеко” и “Кумтором” на законном основании были использованы в Кыргызской Республике, включая Государственный концерн «Кыргызалтын», не по назначению», — написал Хоменюк в своем заявлении.