Президент Алмазбек Атамбаев дал пресс-конференцию 1 августа, на которой рассказал, зачем нужны поправки в конституцию, почему Кыргызстану нужны турецкие школы и как он сочиняет песни.

Пресс-конференция Алмазбека Атамбаева, прошедшая 1 августа в этно-комплексе Рух-Ордо на Иссык-Куле, длилась два с половиной часа.

Журналистов, пришедших на встречу, в первую очередь, интересовали поправки в конституцию, взаимоотношения Кыргызстана с Турцией, международные обязательства, а также вопросы, касающиеся национальности, религии, культуры и творчества президента.

Поправки против президента-дракона

Депутаты парламента в конце июля предложили провести референдум о внесении изменений в конституцию — 29 июля документ с поправками был опубликован на сайте Жогорку Кенеша.

Основные предлагаемые изменения касаются судебных органов, усиления полномочий исполнительной власти и парламента, а также введения понятия «высшие ценности» и изменения роли решений международных институтов по правам человека.

Законопроект вызвал критику со стороны гражданского общества, часть которого предположила, что поправки в конституцию лишь укрепляют власть правящего режима. Часть кыргызстанцев посчитала, что президент меняет главный документ страны для того, чтобы продолжать руководить страной, но уже в качестве премьер-министра.

Однако сам президент на пресс-конференции сказал, что «устал от политики» и не собирается в ней оставаться. Он также отметил, что изменения вносятся для того, чтобы устранить «мины замедленного действия».

«Если бы я хотел остаться во власти, я бы это сделал и без парламента. У меня не было бы проблем сделать референдум по народной инициативе», — сказал Атамбаев.

«С нынешней Конституцией следующий президент легко может стать драконом. Я многое видел. Чтобы не было дракона с 120 головами в будущем, нужно менять Конституцию. Если президент будет не такой как я, тот он легко изменит конституцию и станет драконом. Я могу и сегодня уйти с должности, но я за этот год попытаюсь сделать хоть что-то. Кто бы ни был президентом, премьером или спикером, власть не должна быть у него одного», — добавил он.

«Турция не должна диктовать свои условия»

Взаимоотношения с Турцией вызывают особый интерес кыргызстанцев, так как турецкие власти после неудавшейся попытки военного переворота 16 июля произвели массовые аресты и увольнения военных, судей, преподавателей, журналистов и закрыли частные учебные заведения, финансируемые оппозиционером Фетхуллахом Гюленом. Власти Турции призвали союзников следовать их примеру.

Министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу в интервью телеканалу CNN Turk сказал, что Кыргызстану угрожает террористическая опасность, и, в случае, если власти страны не закроют частные турецкие школы, финансируемые Гюленом, отношение турецкого правительства к «братскому народу» изменится.

«Если такие умные, то почему у себя проспали переворот? Конечно, все советы будем слушать и проверять информацию, а пугать или учить нас не надо. Пуганные мы. Информацию о «Себате» будем проверять, но они работают по нашим стандартам и нам нужны качественные учебные заведения», — сказал президент.

Он отметил, что власти Турции при желании могут помогать стране, но не должны «диктовать» свои условия.

Политизированный ООН, мини-юбки и пятая графа

Президент заявил, что Кыргызстан — независимое государство, которое должно само принимать решения, несмотря на то, что многое в мире «диктуется» сильными державами.

Атамбаев сказал, что в настоящее время даже решения международных правозащитных организаций являются «политическими». Глава государства ответил так на вопрос журналистов об осужденном правозащитнике Азимжане Аскарове, которого адвокаты требуют освободить на основании решения комитета ООН по правам человека.

«Не должно быть такого, чтобы ООН отменяла решение Верховного суда суверенной страны. Если кто-то считает, что ООН принимает самые справедливые решения, я вам открыто скажу, что решения ООН — решения политической организации», — заявил Атамбаев в ответ на критику со стороны общественности, связанную с решением удалить из конституции норму, которая обязывает Кыргызстан восстанавливать нарушенные права своих граждан, если это было доказано международными органами по правам человека.

Глава государства прокомментировал появление баннеров с изображением женщин в традиционной кыргызской одежде и мини-юбках, которые появились после баннеров с женщинами в кыргызской одежде и парандже.

«Я поддержал размещение баннеров о национальной одежде по всей стране, но нашлись умники, которые вывесили плакаты, что мы идем к мини-юбкам.
Женщины наши еще с советских времен ходили в мини-юбках […] Если вам не нравится одежда, то не навязывайте, живите в другой стране, мы дорогу проплатим в Сирию или Бангладеш», — сказал президент.

Отвечая на вопросы журналистов о новых паспортах, Атамбаев сказал, что одобряет новые образцы паспортов, в которых будет отсутствовать графа «национальность». Он подчеркнул, что такую практику внедрили все «цивилизованные» страны.

«Если ты считаешь себя кыргызом, то ты в паспорте напиши, что ты эфиоп, ты все равно останешься кыргызом […] А мы — нормальная цивилизованная страна», — сказал он.

Президента также спросили о творчестве, которым плотно занялся в последнее время. Атамбаев за последние два месяца выпустил четыре песни собственного сочинения и заявил, что готовится выпустить альбом из десяти песен к своему 65-летию в сентябре этого года.

На пресс-конференции президент сказал, что, в основном, пишет песни на русском языке, а критикуют его те, кто не понимает его песен.

«Столько хайвая, каждый клип выходит — будто война за какую-то территорию. Песни на русском поливают (грязью) в основном те, кто не понимает по-русски. Мне предстояла поездка, то ли в Стамбул, то ли в Ташкент. И в последний момент мне сказали, что на президентском самолете лететь нельзя, надо лететь на ташкентском самолете. Я-то не молодой, умирать не жалко. И когда я вернулся, я подумал, что когда я умру, ничего не останется. Я нашел время и написал пять песен на русском. Это заняло 47 минут», — сказал Атамбаев.

Прямая текстовая трансляция

Фото: Султан Досалиев