Премьера «Неонового демона» датского режиссёра Николаса Виндинг Рефна с Эль Фаннинг в главной роли состоялась на Каннском кинофестивале этого года, где он был освистан публикой. Кинокритик Kloop.kg Азамат Омуралиев сходил на фильм и пришёл к выводу, что есть за что «Демона» не любить, но посмотреть его всё равно стоит.

2011 год. Молодой по меркам киноиндустрии датчанин Николас Виндинг Рефн в немного мешковатом смокинге и с сильно ослабленным галстуком идёт по красной ковровой дорожке. Справа от него в бордовом и идеально приталенном костюме шагает восходящая звезда Голливуда Райан Гослинг. Рефн на этом фестивале в Каннах получил приз за лучшую режиссуру за свой фильм «Драйв» и уехал оттуда в статусе почти легенды.

Два года спустя. Под светом софитов та же самая компания — Рефн и Гослинг. На этот раз они сработались в картине «Только Бог простит», которая встретила много трудностей ещё на стадии продакшна. С премьерой огрехи не сгладились — каннская публика освистала фильм и осталась им крайне недовольна. Датчанин, претендовавший на «Золотую пальмовую ветвь», на этот раз уезжает ни с чем.

Год нынешний. Рефн везёт в Канны «Неонового демона».

Для уже не такого молодого датчанина это третий фестиваль подряд, и приехал он сюда с работой, которая логично вписывается в траекторию, которую себе задал Рефн. Разве что Гослинга в ней нет.

«Неоновый демон» — картина, пронизанная магистральными темами фильмографии Рефна, одиночеством и яркими красками, эпатажем и тягой к скорости. В центре сюжета здесь одинокая 16-летняя модель Джесси, которая попадает в порочный (а в объективе Наташи Брайер выглядящий ещё и футуристичным) Лос-Анджелес и закручивается в модельном бизнесе, но в центре картины — совсем другое.

Да, не стоит верить трейлеру «Демона» — он красив, но намекает на присутствие внятного нарратива, странноватых персонажей и последовательности. Это не так. По первым кадрам из нового фильма Рефна могло показаться, что получится развёрнутый в полный оборот «Советник» Ридли Скотта с леопардами, виллами и заторможенным слогом, однако из «Демона» получился скорее «Рыцарь кубков» Теренса Маллика.

Впрочем, напоминает фильм Рефна и другие культовые картины, посвященные развратному и нуарному Лос-Анджелесу, начиная классической «Схваткой» Манна и заканчивая недавней «Звёздной картой». Со своей хоррор-составляющей (пугающим, однако, «Демон» не станет ни разу за все свои два часа) он отсылает к «Малхолланд-драйв» и «Сиянию», а звуковым исполнением — к «Исчезнувшей».

thumbnail_24407

Полностью расписать сюжетную, концептуальную и техническую часть «Неонового демона» можно, используя одни лишь отсылки — такова уж природа фильма. Рефн использует настолько фундаментальные элементы в своей картине, что они уже были полностью истощены не одним десятком известных режиссёров в самые разные отрезки времени.

В этих вопросах Рефн не нов, и стараться он даже не пытается. В основе «Демона» лежит другое — и это, как ни странно, свет. Свет не в метафорическом или метафизическом плане, а в самом что ни на есть прямом. Неоновые вывески, яркие лампы накаливания, софиты на подиуме или осветители в примерочной. Лунные дорожки и яркие треугольники в тёмной пустоте, блик вспышки фотоаппарата на макияже главной героини и отражение солнечного света в спокойной воде бассейна. Если говорить шире, в сердце «Демона» скрывается картинка, красивая картинка.

Подобный трюк, когда внешность важнее внутреннего мира (утверждение, которое заявляется и в самом «Неоновом демоне»), Рефн уже пытался провернуть со своей предыдущей картиной «Только Бог простит», но там ему помешал сюжет.

В «Демоне» его почти нет, зато есть мощные и действительно скандальные сцены (вам, скорее всего, рассказывали про акт некрофилии, однако самый мощный момент в фильме — это сон с персонажем Киану Ривза) и мифологические мотивы с экстравагантными ритуалами. Такой каркас и позволяет «Демону» раскрыться в полной красе и заставить зрителя сидеть с приоткрытым ртом, рассматривая слайд-шоу из демонически красивых фотосессий, гротескных ужинов в барах и ярких дефиле.

elle

Искать смыслы за подобным шоу — кощунство, и нет, публика в Каннах не настолько глупая, чтобы этого не замечать и беспочвенно освистывать фильм. «Неонового демона» Рефна тоже не приняли на фестивале этого года, и причина здесь кроется в другом.

Промыслы Рефна критики разглядели ещё в «Только Бог простит», и на таком фоне «Демон» откровением не стал. В формалисты Рефна записали давно, и претензии идут не к его подходу. Вся фишка в том, что мы живём в 2016 году, и для создания скандала одних лишь трупов с каннибализмом не хватает, а чтобы сотворить пустышку нужно быть искусным мастером. Видимо, Канны Рефна в мастера ещё не записали, но вы уж решите сами за себя.