Перезапуск триллера-блокбастера о Джейсоне Борне — один из самых блеклых суперагентских блокбастеров последних лет, считает кинокритик Kloop.kg Азамат Омуралиев.

В последние годы вырисовался сильный тренд не только блокбастеров по мотивам комиксов, но и когда-то весёлого жанра суперагентских триллеров. Правда, в сегодняшнем его виде уже нет ни приставки «супер-», ни намёка на саспенс и интригу. Остались одни агенты.

И фильмы про этих агентов растеряли солидную долю пафоса, самоиронии и около-фантастических элементов в последние годы. Они ушли или в жанр комедии (привет Итану Ханту), или в красивую хореографию и дизайн (привет Джеймсу Бонду), или в ностальгические эксперименты (привет «Кингсмэну»).

Без видных попыток подстроиться под сегодняшние реалии на скамейке запасных сидел Мэтт Деймон и трилогия о Джейсоне Борне. Пару лет назад, в качестве спин-оффа, студия сняла четвёртую часть с Джереми Реннером, но результаты никому не понравились. Теперь, когда Мэтт вернулся в франшизу, можно и выводы делать.

Очевидно, что вольный перезапуск франшизы, новый «Джейсон Борн» — это проект с долгосрочными планами. И в этой потенциальной серии блокбастеров возвращение Борна кажется скорее экспозицией, нежели полноценным самостоятельным фильмом.

jason-bourne-2016-matt-damon-riot1

Судите сами — по завязке сюжета, Джейсон Борн всю первую половину фильма пытаются то ли ликвидировать, то ли вернуть к делам минувших дней. Оставшееся же время зрителю напоминают о знаковых фишках сериала. О стальной серьёзности и тотальном отсутствии юмора, о крутом оборудовании федеральных агентов, о лобовом столкновении диссидента и системы — и, естественно, о зрелищных автомобильных погонях.

Если с погонями в новом «Борне» всё в порядке, то с оставшимися пунктами всплывают многочисленные нестыковки. Не то, чтобы франшиза до этого блистала мастерством интриги, но на смену суровости из «Идентификации» и «Превосходства Борна», который хорошо сочетался с нахмуренными бровями Мэтта Деймона, пришёл глянец.

Взрывы, спецэффекты, впечатляющие нокауты и вылизанные улочки Лас-Вегаса — теперь «Борн» про это, нежели про какие-то политические дилеммы, гениальные сцены и повестку дня. И пусть первая треть картины разворачивается в страдающей от кризиса Греции, но толпы протестующих и подожженые покрышки для Борна являются не более чем декорациями, в которых можно скрыться от наступающих на пятки полицейских.

Существенно скрашивает ситуацию актёрский состав — здесь и легендарный Томми Ли Джонс, который местами халтурит, но чаще всего остается неподражаем, и Венсан Кассель, которому почему-то досталась большая роль без слов, и новоиспечённая фаворитка критиков и публики Алисия Викандер, получившая в прошлом году свой первый «Оскар». И ей, судя по всему, на этот фильм было менее всего наплевать: она играет даже там, где этого по сути не требуется.

Jason Bourne (2016)

Но крутятся все перипетии сюжета по-прежнему вокруг самого Борна. Он — вдруг! — узнаёт о каких-то мутных пятнах из прошлого, пару мгновений спустя эти пятна просвечивает и, конечно, отправляется мстить.

И морщин на лице Борна, естественно, не убавилось — он не перестаёт хмуриться и с железобетонным лицом продолжает раскидывать врагов. Он мало на что обращает внимание, слишком уж многое повидал Борн на своём веку. И четыре суперагентских триллера спустя он возвращается туда, откуда начал — снова становится изгоем и диссидентом.

Он устал, и это видно. От него веет нечеловеческой усталостью, и от фильма, честно говоря, тоже ею неслабо так несёт. Впрочем, придется потерпеть — скорее всего, новый «Джейсон Борн» в ближайшие обзаведётся ещё не одним продолжением.