Вторые Всемирные игры кочевников меня лично поразили масштабами вложенных ресурсов и усилий. И масштабными недоделками, которые не дали превратить количество в качество.

Материалы, опубликованные в рубрике «Мнение», выражают личную позицию их авторов.

Чтобы прочувствовать плюсы и минусы Игр кочевников, лучше посмотреть на них глазами иностранцев. Ведь событие изначально претендовало на масштаб международный, практически, олимпийский. Более 60 стран-участниц, огромное количество иностранных журналистов, привлечение National Geographic, зрелищное открытие и закрытие.

Журналист Григорий Пырлик
Журналист Григорий Пырлик

Моя колонка предлагает попытку именно такого восприятия. Здесь – увиденное двумя парами глаз. Моими, «полуиностранными» — я вырос в Бишкеке, но уже десять лет живу в Украине. И моей спутницы – украинки, впервые побывавшей в Кыргызстане. Она – автор всех снимков в этой публикации.

Дорога на игры: Бишкек

Аэропорт в Тамчи — это, конечно, хорошо, но смею предположить, что основное количество иностранцев на игры прибыли через главные транспортные ворота республики, а затем перебрались в Чолпон-Ату. Потому впечатление от первого знакомства с Кыргызстаном не менее важно, чем сами игры.

В столицу Кыргызстана мы прибыли поздно вечером на маршрутке из Алматы. На трассе от границы до Бишкека не горел ни один фонарь. К слову сказать, втемную мы ехали обратно в Бишкек из Чолпон-Аты, через довольно опасное Боомское ущелье. Трассу на Иссык-Куль дорожники успели подремонтировать, но об освещении никто не подумал.

img_1431

За два дня в столице перед играми в голове сложилась четкая формула: если ты не на машине, ты — лох. Здесь мы стали свидетелями, как водитель ехал и сигналил женщине, которая шла через дорогу на свой зеленый. Случаи, когда нас пропускали на пешеходном переходе без светофора, были редчайшим исключением. На дорогах водители исступленно сигналят – по поводу и без. От постоянного воя хочется спрятаться, а не ходить по городу и рассматривать достопримечательности. Киев, население которого только официально в три раза больше, чем в Бишкеке, по сравнению с кыргызской столицей – оазис тишины.

img_1452

И как же не упомянуть маршрутки. Этот вид транспорта появился, когда я еще ходил в школу. И за десяток лет не изменился, вместе с плохо освещенными улицами, создавая впечатление Бишкека, застывшего в девяностых.

img_1456

Потому одно только перемещение по городу не будет комфортным, пока с улиц не исчезнут маршрутки, водители не разучатся сигналить и не станут пропускать пешеходов. О сервисе и чистоте улиц – умолчим.

Игры: организация

Одно из самых сильных впечатлений, связанных с играми – обилие машин из разных регионов Кыргызстана в Чолпон-Ате в эти шесть игровых дней. По ним понимаешь важность события для многих жителей страны. На берегу Иссык-Куля мы познакомились с 71-летним аксакалом.

img_1929

На игры он приехал из дальнего уголка Кыргызстана, преодолев около тысячи километров. Ехал, как он рассказал, с друзьями, сам за рулем. Пожилых людей во время разных мероприятий мы видели постоянно. Дети или внуки специально привезли их в Чолпон-Ату, чтобы показать игры.

Между Чолпон-Атой и игровыми объектами (спорткомплекс «Газпрома», ипподром, джайлоо Кырчын) организаторы предусмотрели бесплатные автобусы. Пользоваться ими было действительно удобно.

Чего не скажешь о доступности самого ипподрома. Огромное новое здание за красивым забором на берегу Иссык-Куля видно издалека. Автобус или маршрутка останавливаются на трассе. Ты выходишь… и к ипподрому вынужден идти по проезжей части. Тротуары никто делать и не собирался. У пешехода остается два варианта — идти по дороге, прижимаясь к обочине, чтобы тебя не сбила машина, или спускаться вдоль асфальта по перекопанной земле, между свежепосаженными деревьями.

Для того, чтобы ориентировать людей на месте, организаторы набрали волонтеров. Людей в желтых футболках мы видели на каждом объекте. В спорткомплексе «Газпрома» обратились к ним с вопросом, в каких видах спорта и когда выступает Украина.

— Не знаю, спросите в мандатной комиссии, там должна быть программа игр, — сказал нам волонтёр.

В мандатную комиссию еще надо было попасть, на входе в нее стояла охрана. Но все, что удалось там добыть – рекламный буклет с картой… Бишкека, но без расписания.

Кто в каком виде спорта играет, организаторы посоветовали узнать у самих спортсменов!

Расписание публиковалось на официальном сайте игр с указанием видов спорта, но без пояснений, в каком из них какая страна участвует. Нужную информацию удалось найти лишь в мобильном приложении. То есть, если иностранный гость приехал без смартфона, о том, где можно увидеть команду его страны, зрителю оставалось только догадываться.

К слову об организации. О том, что на ипподроме по вечерам каждый день проводят концерты, мы узнали от соседей по жилью. Ни в Facebook, ни на сайте игр расписания концертов не было. Соответствующее объявление мы увидели только лишь на самом ипподроме.

Джайлоо Кырчын, этногородок

Этногородок, полторы тысячи юрт под отрытым небом, конные состязания по соседству – что может быть привлекательнее для иностранного туриста! На джайлоо Кырчын мы отправились в первый же день работы городка. На въезде – практически бишкекские пробки: ажиотаж!

img_1714

Условно городок можно разделить на две части. В первой части в юртах расположились торговцы. Они предлагали отведать блюда национальной кухни. На обратном пути мы тщетно пытались обмануть себя и взять что-то перекусить. Но повсеместная грязь, сомнительного вида посуда и «повара», которые готовили пищу без всякого намека на гигиенические перчатки, не внушали никакого доверия.

img_1693

Между торговыми юртами и собственно этногородком (где представлены юрты из разных областей и где находится площадка для состязаний) – быстрая горная река. Организаторы учли, что людям ее надо как-то перейти. И между двумя берегами поставили… железнодорожный контейнер. У этого «моста» на вход открывалась только одна дверь, потому что вторая уперлась в дерево. На входе милиционеры пытались хоть как-то проверить вещи участников, не раскрывая, а просто ощупывая их. А рядом гарцевали всадники – они предлагали переправиться через реку на лошади за сто сомов – то есть попасть на другой берег без очереди и без проверок. Меры безопасности в таких условиях – это не более чем фикция.

img_1706

img_1763

Сам городок произвел приятное впечатление: красивые юрты, в «представительстве» каждой области – национальные качели. Ассортимент сувениров возле юрт, правда, показался несколько однообразным: поделки из кожи и войлока, сувенирные музыкальные инструменты.

img_1725

img_1747

Представление на открытии этногородка, изображающее разные моменты из жизни аула, было масштабным и действительно красивым. Запомнились китайцы с верблюдами, изображающие купцов на Великом шелковом пути. Немного удручало, что действо велось только на кыргызском – иностранцам без посторонней помощи ничего не понять.

Слабым местом в организации стали биотуалеты. Жидкие фекалии вокруг дыр, подозрительные лужи на полу там были уже через несколько часов. И в кабинках при нас никто не убирал.

img_1780

Назад реку мы перешли по узкой доске. По ней, едва не сталкивая друг друга, в обе стороны сновали люди. Проверки там тоже никакой не было.

Ипподром: концерт

Музыкальные коллективы из 14 стран, красивая графика на проекции. Вечерний концерт на ипподроме (мы были там 6 сентября) ожидался потрясающим. Может, он таким и был. Просто мы не увидели.

img_1905

Сцену ипподрома от трибун отделяли несколько сотен метров. Над трибунами обнадеживающе висели мониторы. И даже перед концертом показывали трансляцию канала ОТРК и рекламу игр. Но как только началось действо на сцене, мониторы погасли. Трансляцию со сцены на экраны организаторы то ли не предусмотрели, то ли система просто не работала. Без нее на сцене можно было увидеть разве что красочные пятна, отдаленно похожие на людей.

В целом Игры кочевников оставили впечатление безусловно важного и оригинального действа. Стивен Сигал в костюме кочевника, скачки и разные виды спорта, презентация страны и культуры, большое количество иностранных и кыргызких зрителей. Но из-за многочисленных недостатков создалось впечатление, что все это – пыль, брошенная в глаза. Что подлинное зрелище с комфортом для гостей или не удалось, или никто его создать не пытался – если это не гости с vip-трибуны.

По теме: Азамат Омуралиев: Почему Игры кочевников нужно воспринимать вне политики

По теме: Фото и видео: Открытие II Всемирных игр кочевников

Текст: Григорий Пырлик, журналист
Фото: Татьяна Косянчук