Родственники двух уехавших в Турцию и пропавших без вести девушек обратились в радио «Азаттык» за помощью. В правоохранительные органы они не обращаются, так как сомневаются, что им там могут помочь.

Оригинал записи опубликован на сайте радио «Азаттык». Автор: Санжар Эралиев

Толгонай

Одна из обратившихся в «Азаттык» — уроженка Базар-Коргонского района Уларкан Капарбек кызы. Ее старшая сестра 26-летняя Толгонай Калманбетова, уехала на заработки в Стамбул в 2013 году. По словам Уларкан, сначала она часто связывалась с родственниками, но последние два месяца не дает о себе знать:

— Мы не знаем, где она. Говорила, что у нее все хорошо с работой. Полтора года она не высылала деньги, но звонила, писала. Два месяца назад сказала, что вернется в Кыргызстан. С тех пор о ней ничего не известно.

Толгонай, как и сотни тысяч других соотечественников, уехала за границу в поисках заработка. На жизнь в Турции она не жаловалась. Рассказывала, что познакомилась там с мужчиной по имени Огузхан, собиралась за него замуж. Но когда близкие Толгонай написали ему в «Фейсбуке», он ответил, чтобы они держались от него подальше. Не зная, что делать, они сохранили его фотографии и переписку с ним. Несмотря на это, они не обратились ни в милицию, ни в другие органы. Они даже не обращались за юридической консультацией:

«Мы не обращались в милицию. Разве могут наши силовые органы найти соотечественников, без вести пропавших в Турции?», — задается вопросом Уларкан и говорит, что надеется только на журналистов. Ее беспокоит мысль о том, что сестра могла попасть к плохим людям.

Ханзаада

21-летняя Ханзаада Бектурова уехала в Анталию весной этого года. По словам ее отца, жителя села Барпы Сузакского района Бектура Жолдошбаева, с тех пор о ее судьбе ничего неизвестно:

— Дочь уехала 7 мая. Позвонила из Анталии. Потом она говорила, что немного приболела. И после этого пропала.

У Ханзаады есть ребенок-инвалид. Она не могла устроиться на родине и по совету друзей из соцсетей поехала на заработки на чужбину. Ее родные были вынуждены отпустить ее, оставив у себя ребенка, потому что Ханзаада не могла найти работу в Кыргызстане.

Бектур Жолдошбаев считает, что ее дочь кто-то обманным путем заманил в свои сети. Такой вывод он сделал, услышав истории кыргызстанок, угодивших в Турции в сексуальное рабство.

Плохие новости из Турции

Турецкие СМИ писали о задержании гражданки Кыргызстана Ханзаады по подозрению в убийстве. Агентство Habertürk написало о том, что девушка стала жертвой работорговли, ее сожитель в состоянии алкогольного опьянения избил Ханзааду, не выдержав, она задушила его собственным платком. Посольство Кыргызстана в Турции оказывает правовую поддержку кыргызстанке.

Отец девушки не хочет верить в произошедшее, ведь он не получил официального сообщения. Бектур Жолдошбаев обратился за помощью в представительство Министерства иностранных дел Кыргызстана в Оше:

— Пока я не получил соответствующего ответа. Сообщили, что скоро в МИД соберутся, чтобы обсудить судьбы 15-16 человек, попавших в рабство. Среди них есть и моя дочь…

Последствия неграмотности

В последние годы большую часть кыргызстанцев, уехавших в Турцию на заработки, составляют женщины. В основном граждане из постсоветских государств работают в крупных городах – Стамбуле, Анкаре, Анталии и других. Большая часть приезжает в качестве туристов, но остается работать на нелегальной основе, среди них есть и кыргызстанки. Из-за нелегального статуса многие становятся жертвами мошенничества, подвергаются дискриминации.

В ночь на 3 августа гражданка Кыргызстана Гулайым Чолпонбаева попала в больницу в тяжелом состоянии. По подозрению в нанесении ей ножевых ранений задержан сожитель девушки Шенол.

По данным исследований, в сложную ситуацию попадают граждане, плохо знающие язык и как следует не изучившие будущее место работы. В основном девушек принуждают к коммерческому сексу, что широко освещается в турецких СМИ.

Глава кризисного центра «Ак жүрөк» в Оше Дарика Асылбекова считает, что специалисты должны проводить разъяснительную работу в селах:

— Для этого не обязательно открывать отдельную должность. В айыл окмоту и других органах местной власти есть информация о социальном положении местных жителей. Хорошо, если вместе с социальными работниками такие семьи посещали бы специалисты и проводили разъяснительную работу.

По официальным данным, большая часть потерявшихся и попавших в рабство составляют женщины. В 2013 году было зарегистрировано больше всего пропавших без вести – 600. Выявлено, что половина пропавших без вести девушек попала в рабство за границей. Данные с того времени не сильно изменились.

Фото: Азаттык