Первая половина десятилетия прошла, и уже близится середина второй, но кинокритик Kloop.kg Азамат Омуралиев всё равно решил подвести определенные промежуточные итоги. Он выделил двадцать лучших фильмов, вышедших с 2010 года — встречайте первую часть топа, в котором рядом оказались аниме, американское авторское кино и голливудские триллеры.

20. «В центре внимания»

Томас Маккарти, 2016

spotlight-movie

Первый фильм этого списка — и сразу огрех. Да, оскароносный «В центре внимания» вышел не совсем в первой половине декады, а в начале этого года. Ничто из этого, однако, не умаляет многочисленные достоинства аккуратной истории про большое журналистское расследование.

Сдержанность в деталях и экспрессии позволили «В центре внимания» сохранять определенную нейтральность, не уходить в детектив или в хоррор. А риск был — как-никак, фильм рассказывает чудовищную историю о том, как многие католические священники по всем Соединенным Штатам насиловали детей.

Самое очевидное и важное достижение этого фильма, которое делает его достойным всех «Оскаров» и любых позиций в любых топах — тот факт, что он говорит о такой табуированной теме. Фильмы создают повестку дня в современном мире, и «В центре внимания» поставил в, кхм, центр внимания, столь острую и малообсуждаемую проблему.

Читать по теме: Обзор фильма «В центре внимания»

19. «Выживут только любовники»

Джим Джармуш, 2013

tangier-morocco-in-only-lovers-left-alive

«Выживут только любовники» ставит на пьедестал вышедших из моды вампиров — тему гораздо более утонченную, философскую и близкую к жизни, нежели устоявшийся мотив про, например, ходячих мертвецов. Джим Джармуш из двух кровососов, которые слушают андерграундный блюз-рок, распивают дорогие вина и постоянно напоминают нам о бытовых людских проблемах, слепил торжество стиля и пафоса. В «Любовниках», на самом деле, всё вторично, кроме изображения и звука — кроме этих картинных интерьеров, бледноты заглавных актёров, марокканской гитары и джекуайтовского рока.

18. «Человек, который изменил все»

Беннетт Миллер, 2011

chelovek-kotoryj-izmenil-vsjo-afisha1

Помните, каким вы привыкли видеть Бреда Питта? Полураслабленным и с неким подобием ухмылки на лице, в не слишком броской одежде и с очень минималистичной жестикуляцией, не правда ли? В «Человеке, который изменил все» он, собственно, тоже так себя ведёт. Для него этот фильм — не прорывная работа, за которую он надеялся бы получить «Оскар» или даже «Золотой глобус».

Для него, как и для всех нас, «Человек, который изменил все» — картина из разряда «раз в жизнь», эдакий magnus opum. Огромная история успеха, которая не оставляет никакого мерзковатого послевкусия и которая работает даже в отрыве от своего бейсбольного контекста. Эта картина — очень редкий выродок из опасного жанра, сумевший рассказать вдохновляющую историю и при этом не опуститься до уровня сантиментов и наигранных слез.

17. «Оно»

Дэвид Роберт Митчелл, 2015

it_follows

Какой же топ может обойтись без хоррора? Естественно, и здесь где-то должен был затесаться изощренный ужастик, пытающийся побороться с громадным наследием жанра.

«Оно», честно говоря, и не пугает — но когда вас по-настоящему пугало в кинотеатрах что-либо, кроме фильмов Адама Сэндлера? Этот инди-хоррор прекрасно справляется со своей миссией и превращает обычный тинейджеровский сюжет про монстров в нечто большее, в философское высказывание о замкнутом круге и бесконечных преследованиях. Именно в этом ведь и заключается фундаментальная идея фильмов ужасов — взять фантастический мотив и чередой манипуляций превратить его в годную историю.

16. «Исчезнувшая»

Дэвид Финчер, 2014

gone-girl-2014-movie-poster-ihd

А вот и первый фильм про любовь в этом списке — и будет их тут много. Будет и про подростковую, и про запретную, и про не совсем реальную.

«Исчезнувшая» — это про любовь эфемерную, а потому она в фильме и не так заметна. Заметны зубодробительное напряжение, мастерские сцены и гипнотизирующий монтаж, но никак не любовь. Видны скорее ненависть и боль. Любовь же спряталась где-то на периферии кадра, в шерстке рыжего кота и разбитом стекле. Она спряталась, от недостатка света и заботы мутировала и превратилась в уродливого франкенштейна, но осталась жива.

Читать по теме: Обзор фильма «Исчезнувшая»

15. «Перед полуночью»

Ричард Линклейтер, 2013

before_midnight_pubs

Фильм про любовь номер два, и первый в этом списке эксперимент Ричарда Линклейтера. Он, как известно, любитель заигрывать со временем — то двенадцать лет подряд снимает фильм про подростка, то берёт двух актёров мирового класса и выводит их на прогулку раз в девять лет.

В 1995 году был «Перед рассветом», в 2004 — «Перед закатом», а в 2013 вышел «Перед полуночью». В каждом из фильмов Итан Хоук и Жюли Дельпи в течение двух часов ходят и разговаривают обо всём на свете. О политике и жизни, детях и литературе, путешествиях и технологиях. И на выходе получается у них не то, чтобы срез эпохи, а скорее доказательство старой теоремы о том, что люди не меняются.

14. «Ветер крепчает»

Хаяо Миядзаки, 2014

yoko_out

С 2010 года вышло как минимум два переломных фильма, которые ознаменовали собой концы маленьких эпох. Первый — это финальный Гарри Поттер, после которого тысячам подростков и студентов стало окончательно ясно, что детство ушло. Второй — это «Ветер крепчает», последний фильм Хаяо Миядзаки.

Удивительно, как сильно эта последняя работа японца отличается от всех предыдущих его картин. Здесь нет волшебных миров и летающих котов, нет ведьм и экологических катастроф, но есть люди, любовь и война. Еще более удивительно то, как за поверхностными отличиями скрывается то же самое ядро, из которого и создавались шедевры Миядзаки. Потому что все эти унесенные призраками родители, соседи тоторо и ходячие замки — они ведь тоже, честно говоря, были о людях, любви и войне.

13. «Драйв»

Николас Виндинг Рефн, 2011

drive

После этого фильма мир узнал, кто такой датчанин Николас Виндинг Рефн. Для него «Драйв» стал переломным моментом, после которого пришёл приз в Каннах за лучшую режиссуру и посыпались постоянные приглашения на самые крупные кинофестивали планеты. И после него мир так и не принял этого датчанина.

«Драйв» — бодрый и в то же время заторможенный триллер, в котором сосуществуют гонки на бешеных скоростях, семейные ужины и катастрофически кровавые сцены. Эта эклектичность, это странное спокойствие, с которым персонажи воспринимают (и преподносят) сюжетные повороты — они делают фильм приятно созвучным с жизнью, в которой со странностями приходится сталкиваться на каждом шагу, а привилегии паниковать попросту нет. После «Драйва» у Рефна уже не получалось поддерживать этот нейтралитет, и потому он до сих остается главной работой датчанина.

12. «Цель номер один»

Кэтрин Бигелоу, 2012

jessica-chastain-zero-dark-thirty

Среди обильного списка фильмов про деятельность ЦРУ и ФБР именно этот стоит особняком. Его жанровая преданность документалистике и холодному нейтралитету выстраивают историю о поимке Осамы Бен Ладена — и делают из нее нечто совершенно не присущее Голливуду, тем более Голливуду о спецслужбах.

Впрочем, «Цель номер один» хороша и важна не только своей выделкой, своей стальной непрошибаемостью и гениальной игрой на интриге. Фильм, как и «В центре внимания», выходит за пределы кинематографа и начинает говорить с обществом на темы, которые принято обходить стороной. «Цель номер один» заставила общественность и даже правительство Соединенных Штатов говорить о применении пыток спецслужбами, и именно это является самым важным, чего может достичь искусство.

11. «Мастер»

Пол Томас Андерсон, 2013

vlcsnap-2013-02-25-18h28m27s0

Вязкое, тягучее, трехчасовое путешествие, которое уносит зрителя от сцен из «Бешкемпира» к варке самогона и саентологии — «Мастер» тяжело осилить, и причины это делать не столь очевидны. Этот громоздкий шедевр Пола Томаса Андерсона, живого классика современного кинематографа, важен в первую очередь для самих американцев. Он говорит об их сущности и их истории, американской мечте и американской религиозности.

Как и любое точное произведение искусства, оно бьет по больным местам. Но бьет локально, и постсоветскому зрителю воспринимать эту боль от ударов можно лишь на уровне эмпатии. Впрочем, потому «Мастер» и на одиннадцатом месте, а не, например, первом. Для нас это энциклопедический путеводитель по тому, как снимать эстетически безукоризненное кино, как дотошно воспроизводить ушедшие эпохи и как играть — потому что актеры Хоакин Феникс, Филип Сеймур Хоффман и сам Томас Андерсон в этом фильме творят абсолютное волшебство.

Читать дальше:
20 лучших фильмов первой половины 2010-х. Часть 2
20 лучших фильмов первой половины 2010-х. Часть 3