Вторая часть топа, в котором кинокритик Kloop.kg Азамат Омуралиев выбирает самые важные фильмы, вышедшие с 2010 года. На этот раз список пополнился фильмом с Селеной Гомес, документалкой о геноциде коммунистов и иранским арт-хаусом.

Читать: 20 лучших фильмов первой половины 2010-х. Часть 1

10. «Отвязные каникулы»

Хармони Корин, 2013

960-3

Любой киносезон не обходится без четырёх вещей: блокбастеров, хорроров, мелодрам и молодежных комедий. «Отвязные каникулы» по набору составляющих хочется приписать как раз к последним. За молодежь в фильме вроде как могли бы отвечать Селена Гомес и Ванесса Хадженс, а за комедию — зубастый Джеймс Франко. В промороликах (да и самом фильме) — много красивых тел, пляжи, алкоголь, оружие и Гуччи Мэйн.

Но получился совершенно другой продукт, который при таком раскладе карт никак не удалось бы предугадать. Сюжет про то, как четыре подруги отправились отрываться на американском побережье с тысячами пьяных студентов, необъяснимыми трюками превращается в историю о взрослении и религии. «Отвязные каникулы» — это идеальный портрет поколения, которое потерялось в тумане из алкогольных паров и информационного шума и никак не может найти себя.

9. «Акт убийства»

Джошуа Оппенхаймер, 2013

thekilling_background-1500x898

В 2000-х и 2010-х вышло немало документальных фильмов, которые смогли дать отпор классическим полнометражкам даже на крупнейших кинофестивалях. В 2004 Майкл Мур получил главный приз Канн за свой фильм о Джордже Буше, в 2013 Джанфранко Рози ушел с «Золотым львом» с Венецианского кинофестиваля, а Джошуа Оппенхаймер получил премию BAFTA и пару призов с Берлинского смотра.

«Акт убийства» — работа Оппенхаймера о том, как в Индонезии истребляли коммунистов после государственного переворота 1965 года. Команда режиссёра поехала туда и начала говорить с теми, кто десятками убивал «красных» в те годы. Этот образцовый шедевр «синема веритé» наглядно демонстрирует силу документалистики и объясняет растущий интерес к этому жанру кино. «Акт убийства» — не просто образовательный и пугающий экскурс в неизведанный период истории, но и задокументированная хроника преображения настоящих людей.

8. «Великая красота»

Паоло Соррентино, 2013

maxresdefault-3

Плавный переход от дубасящих битов на богемной вечеринке к выступлению современной артистки, влетающей с разбега в кирпичную стену. Жирафы, аисты, церкви неземной красоты и не менее прекрасные женщины. Италия, Рим, колыбель искусства и стиля, место со слишком тяжелым историческим наследием.

«Великая красота» — это в первую очередь фильм об Италии в целом и Риме в частности. Большое высказывание Паоло Соррентино, который пытается систематизировать жизнь современных итальянцев и анализирует гнёт, который висит над ними в течение многих столетий. Во вторую очередь, это до тошноты живописный фильм, который играет с какими-то низменными инстинктами и заставляет на картинку реагировать желудком и легкими. Лишь в третью очередь «Великая красота» — кино о потерянности в современном мире, но этот тончайший налет меланхолии кардинально меняет весь концепт фильма.

7. «Левиафан»

Андрей Звягинцев, 2014/2015

1400923526_146448_67

Вокруг «Левиафана» в начале 2015 года сложилось слишком много шумихи. Причина не в том, что фильм её не достоин — просто она сконцентрировалась совсем не на том. Люди и медиа обсуждали какие-то точечные моменты: вся критика в итоге свелась к тому, что герои пьют слишком много водки, а все разговоры вопрошали, почему именно такой фильм поехал представлять Россию на «Оскаре».

«Левиафан» достоин другой риторики. Его важно обсуждать как социальное высказывание, как политический манифест и просто как захватывающий триллер сногсшибательной красоты. Важно говорить об этом, но не переходить на повышенные тона и сохранять холодную голову. Андрей Звягинцев может и ударил по самым больным точкам России (если точнее, то всего СНГ), но чем его это отличает от, например, того же «В центре внимания»? В конце концов, эти фильмы говорят об общечеловеческих чертах и вещают о них на весь мир — ведь педофилы не эксклюзивны для Соединенных Штатов, а алкоголики и коррупционеры прописаны не только в пределах бывшего СССР.

Читать по теме: Обзор фильма «Левиафан»

6. «Она»

Спайк Джонс, 2014

her-joaquin-phoenix-15

«Она» — самый классический фильм о любви в этом списке. Развивается он по стандартной траектории мелодрам: одинокий мужчина встречает девушку, влюбляется в неё, но она оказывается не столь чиста и безгрешна. В то же время он вспоминает свою бывшую и пытается уйти от своего прошлого, но в итоге его принимает. Дальше идёт преображение, появляется вторая девушка, и так далее и тому подобное.

Отличает фильм лишь одна деталь. Та самая девушка, которую встречает герой Хоакина Феникса — искусственный интеллект, что-то вроде Siri с голосом Скарлетт Йохансон. Удивительно, как одна маленькая деталь может перевернуть историю с ног на голову. «Она», естественно, остается сюжетом о любви, но копает картина в совсем другом направлении. С доминацией мессенджеров и снэпчата, с образами людей, составленными по их фэйсбуку или инстаграму — после этой технологической революции изменилось ли наше отношение к любви? Влюбляемся ли мы в людей или их картинки, которые придумываем в своих головах? «Она» не дает ответа на этот вопрос, и от этого становится лишь страшнее.

Читать по теме: Обзор фильма «Она»

5. «Развод Надера и Симин»

Асгар Фархади, 2011

2011_a_separation_leila_hatami_peyman_moaadi

Русские локализаторы дали великой картине Асгара Фархади не очень соответствующее название. Заголовок «Развод Надера и Симин» навевает ассоциации с какой-нибудь турецкой мыльной оперой, нежели с тонким авторским фильмом.

Тем более, что «Развод» (в английском варианте Separation) совсем и не о браке и любви. Даже в центре сюжета здесь оказываются не женатые Надер и Симин, а нагловатая сиделка и престарелый отец, прикованный к кровати. Для иранского арт-хауса, завоевавшего приз одного из главных мировых кинофестивалей, «Развод» придерживается довольно бодрого и интригующего сюжета — он работает не хуже финчеровского триллера и не злоупотребляет хитровыдуманными ракурсами и монтажом.

Этот доступный и прямолинейный фильм и говорит о совершенно простых и бытовых вещах — о совести и доверии, о семье и родителях. Даже тяжелый политический подтекст в «Разводе» выведен куда-то на периферию взгляда и подается как нечто само собой разумеющееся.

Всё это делает из картины Фархади очень интересный взгляд на площадку международного авторского кино и идеальную входную точку для тех, кто мечтал углубиться в тайский или румынский арт-хаус, но не знал, с чего начать.

4. «Жизнь Адель»

Абделатиф Кешиш, 2013

maxresdefault-4

Фильмы, расположившиеся на первых четырёх позициях в этом топе, равноправно величественны и абсолютно не похожи друг на друга. У них не пересекаются ни концепты, ни тематика, ни ключевые аудитории.

«Жизнь Адель» — французское кино. Оно выиграло в Каннах и рассказывает историю двух лесбиянок. И одна из них, по сюжету, школьница.

В фильме есть длиннющая сцена, хронометраж которой уходит за отметку в десять минут. Это постельная сцена — да, с участием двух лесбиянок.

Но «Жизнь Адель» не об этом. Она не об «участи» ЛГБТ в современном мире.

«Жизнь Адель» (в английском варианте носящая прекрасное название Blue is the Warmest Color) — это самая пронзительная история любви, показанная с 2010 года. Любви страстной и безответной, подростковой и осмысленной. Это простой как три копейки фильм, который не прыгает выше своей головы. Не замахивается на решение мировых проблем. И в то же время не пытается идти на поводу каких-то голливудских стандартов, которые помогут ему в прокате.

«Жизнь Адель» — авторское кино, которое лишено претенциозности. «Авторское» не потому, что оно наполнено четырьмя уровнями подтекстов и отсылок, а потому, что использует уникальные решения и демонстрирует свежий взгляд на вещи.

3. «Отрочество»

Ричард Линклейтер, 2014

i-049431_l

Эксперимент Линклейтера, в котором он снимал настоящего ребенка (а затем подростка и студента) в течение двенадцати лет, на ходу дописывал сценарий и вовлекал в это именитых актеров мировой величины, закончился лишь в 2014 году, когда «Отрочество» вышло в широкий прокат.

«Отрочество» — это становление истории кино. В период времени с 2010 по 2016 годы не выходило ничего другого, что с такой стальной точностью обещает попасть в учебники по кинематографии и остаться в памяти общества очень и очень надолго. Это фильм, который выходит за свои рамки и начинает существовать даже в отрыве от сегодняшней повестки дня.

Но в то же время «Отрочество» — это очень размеренный и тонкий роуд-муви, в котором за рулём сидит взрослеющий ребенок, а функцию дороги выполняет, собственно, жизнь. Описывать фильм Линклейтера какими-то простыми словами практически невозможно — в его три часа хронометража и сутки отснятого материала поместилось всё. «Отрочество» оставляет зрителей перед бескрайним, живым и настоящим миром, миром простых радостей и повседневных чудес.

2. «Древо жизни»

Терренс Малик, 2011

tree-of-life-1

В «Древе жизни» стоит искать определения. Это тот редкий фильм, который говорит не вопросами, а ответами.

Терренс Малик в своем грандиозном magnus opum показывает зрителю в буквальном смысле становление жизни на Земле. Он мечется между доисторическими вулканами и пятидесятыми, между американскими небоскрёбами и динозаврами.

Он даёт ответы. Но найти их не так просто. По сути своей, «Древо жизни» — не совсем фильм. Не в привычном смысле этого слова. Малик снял скорее медитационный сеанс, который обращается напрямую к разуму, минуя зрительные и слуховые барьеры. Он рассказывает определенный набор историй — одну о взрослении ребенка, вторую об исповеди бизнесмена, третью о падении метеорита на Землю — и связывает их между собой на фундаментальном, инстинктивном уровне.

«Древо жизни» — это идеальная форма кино, в которой нет ни одного изъяна. Кроме того, что это и не кино вовсе.

Читать дальше: 20 лучших фильмов первой половины 2010-х. Часть 3