МИД Кыргызстана пересмотрит положение статуса присутствия ОБСЕ из-за выступления Кадыржана Батырова на мероприятии этой организации, об этом сообщило информагентство «Фергана».

«Фергана» написала 28 сентября в своём материале, что МИД направил ноту в секретариат ОБСЕ. В письме ведомство сообщило о намерении с 1 января 2017 года преобразовать Центр ОБСЕ в Бишкеке в Программный офис ОБСЕ.

До этого МИД неоднократно критиковал ОБСЕ за то, что на их мероприятии выступил заочно осужденный в Кыргызстане бизнесмен и бывший депутат Кадыржан Батыров.

В качестве подтверждения информации, «Фергана» опубликовала письмо от МИДа. В нём написано об «изменении статуса присутствия ОБСЕ» для «совершенствования форм сотрудничества».

Точно неизвестно, что значит «изменение статуса присутствия», но «Фергана» считает, что это «не сулит ничего хорошего». Издание со ссылкой на анонимный источник приводит пример Казахстана, где статус ОБСЕ был снижен до Программного офиса.

«В Астане теперь все мероприятия офиса ОБСЕ проводятся только по согласованию с казахстанским МИДом. Наверное, теперь и офис в Бишкеке не сможет пальцем шевельнуть без разрешения МИДа Кыргызстана», — цитирует свой источник издание «Фергана».

«Фергана» также сообщает, что проект решения по вопросу статуса организации будет в ближайшее время доставлен кыргызской делегацией в Вене действующему председателю ОБСЕ.

ОБСЕ «знает о ноте»

В пресс-службе МИДа пока не подтвердили и не опровергли информацию о решении пересмотреть статус ОБСЕ в Кыргызстане. Сотрудница пресс-службы МИДа Айымкан Кулукеева сказала Kloop.kg, что не знает, было ли такое заявление со стороны начальства.

«Нам уже звонили несколько журналистов, спрашивали о том же, но мы ничего не знаем об этом. Поэтому сейчас уточняем у специалистов», — сказала она.

Начальник пресс-службы Центра ОБСЕ в Бишкеке Василина Бражко сообщила Kloop.kg, что они знают о ноте от МИДа, но пока ее не получали.

«Скорее всего, нота была направлена в секретариат ОБСЕ в Вене, нам ничего не поступало. Но сейчас мы действуем в рамках мандатата, а также всех инструкций и правил ОБСЕ», — сказала она.

Ссора из-за Батырова

Недопонимание между кыргызским МИДом и ОБСЕ возникло после 20 сентября. Тогда лидер узбекской общины в Джалал-Абаде, бизнесмен, заочно осужденный в Кыргызстане за «разжигание межнационального конфликта» Кадыржан Батыров выступил на мероприятии ОБСЕ по человеческому измерению в Варшаве.

Во время выступления Батыров раскритиковал действующие власти Кыргызстана за использование его имени в борьбе с противниками изменений в Конституцию.

МИД выразил недовольство и направил ноту протеста в ОБСЕ, требуя запретить Батырову участвовать на совещании.

Во время выступления Кадыржана Батырова 23 сентября заместитель руководителя аппарата президента Кыргызстана Мира Карыбаева покинула зал.

Она заявила, что предоставление Батырову возможности участвовать на совещании как правозащитнику, стало проявлением неуважения к Кыргызстану и жертвам июньских событий 2010 года.

«Мы расцениваем это как провокацию. Нашу делегацию вынуждают рассмотреть вопрос о нашем участии в работе организации, дающей площадку преступникам. Если ему вновь дадут слово, мы покинем данное совещание», — сказала Карыбаева перед тем, как покинуть зал заседания.

ГНКБ по поручению президента Алмазбека Атамбаева 15 сентября начал проверку бывших членов Временного правительства на предмет их причастности к побегу Батырова.

Это произошло после того, как бывшие члены Временного правительства выступили против внесения поправок в Конституцию.

Фото: www.president.kg