Эмиль Осконбаев — единственный из 11 судей Конституционной палаты, выступивший против изменений в Конституцию, которые предлагают президент, его администрация и большинство депутатов. Kloop.kg публикует особое мнение Осконбаева, которое он высказал на заседании Конституционной палаты.

Конституционная палата 11 октября единогласно одобрила поправки в Конституцию Кыргызстана. Единственным из 11 судей, который не поддержал их, а выступил с особым мнением, стал Эмиль Осконбаев.

Ниже вы можете прочесть основные тезисы его особого мнения и полный текст.

Основные тезисы:

  • Конституция должна оставаться незыблемой;
  • Частые изменения Конституции снижают её ценность;
  • Изменения не должны вноситься в спешке — это подрывает стабильность государства;
  • Нельзя вносить сразу множество поправок;
  • Инициаторы должны отдельным законом пояснить смысл и цель внесения поправок;
  • Инициировать поправки до 2020 года можно только через референдум, а не парламент.

Полный текст:

Конституция должна оставаться незыблемой

Эмиль Осконбаев, судья Конституционной палаты
Эмиль Осконбаев, судья Конституционной палаты

Конституция является не просто Основным законом государства — это программный документ, наделенный системообразующими свойствами, которыми определяются государственное устройство, уклад жизни, систему ценностей и ориентиров, на основе которых функционирует и развивается все общество.

И поскольку Конституции отводится место регулятора всего ценного и значимого для общества, ему придается высшая степень юридической силы среди иных нормативных правовых актов.

Поэтому любые изменения в его регулятивной сфере, пусть даже самые незначительные или необходимые, несут в себе негативный эффект, так как не позволяют укрепиться Конституции в качестве главного закона государства, снижая его значение для государственных институтов и общества в целом.

Поэтому в теории конституционализма особое место занимает необходимость соблюдения демократическими и правовыми государствами принципа незыблемости Конституции, суть которого заключается в устойчивости и стабильности Конституции, когда ее нормы действуют вне зависимости от времени или каких-либо иных (политических, экономических, социальных) влияний. Это означает, что фундаментальные вещи, на которых базируется государство, должны быть неизменны.

«Любые изменения […] не позволяют укрепиться Конституции в качестве главного закона государства»

Незыблемость Конституции предполагает, что Конституция должна стать на протяжении как можно более длительного времени основной системой норм политической, правовой и общественной жизни государства.

Незыблемость Конституции, наряду с другими особенностями, разделяет конституционное правовое регулирование от обычного правового регулирования, осуществляемым правовыми актами меньшей юридической силы, когда в отличие от Конституции, нормативные правовые акты без опаски могут подвергаться изменениям в зависимости от динамики развития государства и общества.

С учетом этого, порядок внесения изменений в Конституцию априори не может быть легким, простым и быстрым, тем более, не может быть проще, чем внесение поправок в нормативный правовой акт меньшей юридической силы.

IWPR: Конституция Кыргызстана. Спор на всю страну подходит к финишной прямой

Спешка может подорвать стабильность

Процедура внесения поправок в Конституцию должна представлять из себя цепь сложных, многогранных и последовательных шагов, обеспечивающих разноплановое публичное и институциональное обсуждение предлагаемых поправок с тем, чтобы достичь глубокого осознания того, что необходимость изменения Конституции значительно выше значения незыблемости Конституции.

Кстати, соблюдение такого порядка неминуемо откроет еще одну особенность Конституции, присущую только ее духу, — невозможности внесения одновременно множества поправок, так как большое их количество, разнящиеся по своей сущности, не позволят инициаторам, в конечном счете, достичь своей цели.

«Порядок внесения изменений в Конституцию априори не может быть легким, простым и быстрым»

Такого понимания всех сторон принципа незыблемости Конституции придерживаются демократические, правовые государства и Кыргызская Республика, предусмотрев в статье 114 Конституции довольно сложные процедуры внесения изменений в Конституцию, не является исключением.

Наличие строгих процедур внесения поправок в Конституцию является неотъемлемой частью демократического конституционализма. Соблюдение процедуры внесения поправок в Конституцию существенно способствует одобрению поправок и их легитимности, а также становлению новых конституционных традиций.

И, наоборот, если нормы и процедуры внесения поправок в Конституцию являются предметом для различной интерпретации и споров, или же осуществляются в спешке, без соблюдения демократических принципов, — это может подорвать стабильность в государстве и поставить под сомнение легитимность самой Конституции.

Как менялись Конституции стран СНГ?

Парламент не может менять Конституцию до 2020 года

Законодателю следовало в целях реализации статьи 114 Конституции Кыргызской Республики принять закон, который полноценно раскрывал бы замысел первоначальных конституционных законодателей и исключил бы различную интерпретацию ее положений сегодня.

Тем не менее, следует отметить, что нормативные положения данной статьи в достаточной мере определенны и провозглашают самое главное – в Конституцию возможно внесение изменений только после преодоления серьезных препятствий.

Статья 114 Конституции Кыргызской Республики предусматривает два пути внесения в Конституцию изменений:

  • принятием Закона о внесении изменений в Конституцию референдумом, назначаемым Жогорку Кенешем (часть 1 статья 114);
  • принятием Закона о внесении изменений в Конституцию Жогорку Кенешем (часть 2 статьи 114).

Данной статьей также строго очерчен круг субъектов, правомочных инициировать изменения в Конституцию, — это:

  • большинство от общего числа депутатов Жогорку Кенеша;
  • не менее 300 тысяч избирателей (часть 2 статьи 114).

При этом часть 1 статьи 114 с точки зрения нормотворческой техники изложения норм процессуального характера является общей нормой, конкретизируемой последующими ее частями.

Жители юга Кыргызстана используют переносные урны во время референдума 2010 года.
Жители юга Кыргызстана используют переносные урны во время референдума 2010 года.

Таким образом, Жогорку Кенеш Кыргызской Республики может назначить референдум по принятию закона об изменениях в Конституцию исключительно в силу нормативных положений части 3 статьи 114 Конституции Кыргызской Республики, то есть с соблюдением всех установленных сроков и процедур и только в случае если на завершающей стадии принятия закона об изменениях в Конституцию Жогорку Кенеш придет к выводу о необходимости передать принятие окончательного решения непосредственному источнику государственной власти – народу Кыргызстана.

Нормативное положение абзаца третьего части 3 статьи 114 Конституции Кыргызской Республики о том, что по инициативе не менее двух третей от общего числа депутатов Жогорку Кенеша закон о внесении изменений в Конституцию может быть вынесен на референдум является продолжением мыслей, изложенных в первом и втором абзацах этой же статьи, то есть представляет собой последующий элемент одной правовой нормы и не может рассматриваться как самостоятельное регулирование отдельной правовой ситуации.

Соответственно, ссылка инициаторов проекта закона о внесении изменений в Конституцию на абзац третий части 3 статьи 114 Конституции Кыргызской Республики является необоснованной.

Что говорил Атамбаев о Конституции с начала своего правления?

Вместе с тем, статьей 4 Закона Кыргызской Республики о введении в действие Конституции от 27 июня 2010 года установлено ограничение на применение порядка внесения изменений в Конституцию Жогорку Кенешем до 1 сентября 2020 года.

«Жогорку Кенеш […] не может быть надлежащим субъектом инициирования внесения изменений в Конституцию Кыргызской Республики до 1 сентября 2020 года»

В соответствии с позицией Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики, изложенной в Постановлении от 25 сентября 2014 года, Конституция и Закон Кыргызской Республики «О введении в действие Конституции Кыргызской Республики» находятся в органическом единстве и неотделимы друг от друга.

Это означает, что положения Закона «О введении в действие Конституции Кыргызской Республики» обладают такой же юридической силой, как и сама Конституция.

Следовательно, если Законом «О введении в действие Конституции Кыргызской Республики» устанавливаются какие-либо ограничения по порядку внесения изменений в Конституцию, то они должны неукоснительно соблюдаться и не могут быть игнорированы ни при каких обстоятельствах.

А поскольку, процедура инициирования изменений в Конституцию является неотъемлемой частью порядка внесения изменений в Конституцию, то Жогорку Кенеш ни большинством, ни двумя третями от общего числа депутатов не может быть надлежащим субъектом инициирования внесения изменений в Конституцию Кыргызской Республики до 1 сентября 2020 года.

Нурбек Токтакунов: Почему изменение конституции установит в Кыргызстане диктаторский режим. Часть первая.

Таким образом, инициирование проекта Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Конституцию Кыргызской Республики», внесенный на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики приложением к проекту Закона Кыргызской Республики «О назначении референдума (всенародного голосования) по Закону Кыргызской Республики «О внесении изменений в Конституцию Кыргызской Республики» произведено с нарушением установленного конституционного порядка внесения изменений в Конституцию Кыргызской Республики.