Информация о месте третьего захоронения жительницы села Сары-Талаа, которая при жизни придерживалась баптизма, не распространяется по просьбе родственников. Тело Каныгуль Сатыбалдиевой перезахоранивали дважды, потому что сельчане выступали против ее погребения из-за веры.

Сотрудник милиции Джалал-Абада Мухиддин Толубаев сообщил Kloop.kg, что покойницу, которая при жизни придерживалась баптистко-христианской веры, захоронили в Ала-Букинском районе.

«Эту женщину похоронили в третий раз, но, где точнее по просьбам родственников мы не можем уточнить», — сказал он.

В интервью радио «Азаттык» 78-летний супруг покойной Акжол Азаев рассказал, что прожил с Сатыбалдиевой около 50 лет и не согласен с мнением односельчан о своей жене.

«Я никак не могу понять этот поступок односельчан. Не верю, что моя супруга, с которой мы прожили вместе 49 лет, приняла другую религию [христианство]. Если я виновен, надо мной есть бог. Ее вина лишь в том, что она прочитала Евангелие. Никаких других вероотступнических действий она не совершала», — сказал он.

Пресс-секретарь Духовного управления мусульман Марат Кадыкеев сказал Kloop.kg, что в Кыргызстане еще в 90-х годах вышла фатва о том, что нельзя хоронить вместе представителей разных конфессий.

Согласно фатве, если на мусульманском кладбище произойдет захоронение человека другой веры, то умершие мусульмане будут страдать.

Кадыкеев отметил, что эта фатва была принята, потому что и раньше возникали подобные конфликты из-за захоронений.

«Все имамы должны следовать этой фатве. В хадисах это тоже говорится. Это испокон веков так было. Перед тем, как похоронить человека, нужно было узнать, какой он религии. Можно было выделить какой-то участок в другом месте, но не хоронить на одном кладбище», — сказал он.

Юрист компании «Прецедент» Ильяна Жедигерова сказала Kloop.kg, что в Кыргызстане правила пользования кладбищами регулируются местным самоуправлением. В стране, по ее словам, пока нет закона, который бы регулировал вопросы погребения на центральном уровне.

«Был законопроект о погребении и похоронном деле, но в феврале
этого года президент возвратил в парламент его с возражениями. […] У нас вообще нет единого закона, который определяет погребение на уровне государства», — сказала она.

Она добавила, что в этом законопроекте не говорится о делении кладбищ по принципу вероисповедания человека.

Протестовали против захоронения из-за веры

После смерти 76-летней Каныгуль Сатыбалдиевой из села Сары-Талаа, односельчане запретили родственникам хоронить ее на местном кладбище. Причиной стало то, что при жизни покойница придерживалась христианского-баптистского вероучения.

Дочь покойницы Жылдыз Азаева два дня добивалась разрешения похоронить мать на сельском кладбище, обращаясь к местным властям и депутатам.

Под угрозами местных имамов быть забросанной камнями, Азаева и ее сестра приняли исламскую веру в присутствии односельчан. Но им не разрешили похоронить мать на местном кладбище, потому что оно считается мусульманским.

Позже для покойницы выделили место на кладбище в соседнем селе Орукту, где год назад уже был захоронен другой представитель баптистской веры. Но жители этого села также выступили против.

Тело Сатыбалдиевой перезахоронили в селе Сары-Булак, где имелось христианское кладбище, но христиане выступили против ее захоронения.

Соавтор: Анна Капушенко
Фото: «Азаттык»