Фракция СДПК объявила о выходе из парламентской коалиции большинства. По мнению политологов, это связано с конституционной реформой, а не с необходимостью отправки в отставку правительства.

Пропрезидентская фракция СДПК заявила 24 октября о выходе из коалиции парламентского большинства — «из-за противоречий».

«Противоречия в коалиции начались давно. Это общеизвестно и об этом много говорилось. Но мы старались сохранить коалицию. Однако последние действия отдельных, теперь уже бывших наших партнеров, обнажили такие проблемы, мириться с которыми фракция СДПК не намерена», — сказано в сообщении фракции.

В сообщении фракции отмечается, что депутаты не могут находиться в одной коалиции с теми, у кого есть «общие интересы с Акаевым и Бакиевым», и кто выполняет «их указания». СДПК заявила, что не может работать с тем, кто «идет против национальных интересов» Кыргызстана.

«Раньше мы старались верить в непричастность некоторых партнеров к мародерству. Но теперь, когда все больше сталкиваемся с фактами и свидетельствами, говорящими о самых нелицеприятных обвинениях в их адрес, решили воздержаться от коалиции с ними до полного выяснения новых обстоятельств и фактов», — сказано в сообщении.

Развал коалиции большинства влечет за собой отставку кабинета министров и создание нового альянса фракций, который затем сформирует новое правительство.

Коалиция большинства состояла из четырех фракций парламента — СДПК, «Ата Мекен», «Онугуу — Прогресс», «Кыргызстан».

Фракция «Ата Мекен» вместе с ее лидером Омурбеком Текебаевым стала оппозиционной после того, как основная часть депутатов парламента инициировала поправки в Конституцию.

В середине сентября СДПК уже предлагала выйти «Ата Мекену» из коалиции большинства.

Развал коалиции — «закономерность»

Политолог Игорь Шестаков, считает, что выход из коалиции большинства парламентской фракции СДПК — это «закономерный шаг», потому что СДПК не может находиться с фракцией «Ата Мекен» в одной «коалиционной лодке».

По его словам, между фракциями не первый месяц идет «война компроматов».

«Когда две партии находятся в таком “военном состоянии”, то сложно ожидать, что они могут составлять единое целое, то есть коалицию большинства. […] Это в большей степени политическая игра, но развал коалиции большинства закономерен», — сказал он.

Политолог сказал, что фракция «Ата Мекен» окажется в парламентской оппозиции. Он считает, что «Ата Мекен», являясь самой малочисленной фракцией, не смогла бы помешать объявлению референдума. Кроме того, Шестаков отметил, что еще год назад, в составе прошлого созыва, «Ата Мекен» выступала за реформу Конституции.

«Взамен ушедшего Омурбека Текебаева, мы увидим фракцию Омурбека Бабанова “Республика — Ата-Журт”, что вполне логично, потому что Бабанов даже в своей предвыборной программе декларировал необходимость конституционной реформы», — предположил он.

Политолог сказал, что пока не ясно, окажутся ли в коалиции «Бир Бол» и «Онугуу — Прогресс», так как создатели нового большинства будут смотреть на действия этих фракций.

«У нас не было оппозиции, фракции оказывались в оппозиции, потому что им не хватало места в коалиции большинства, их туда не брали», — сказал он.

Шестаков, считает, что правительство «не уйдет в отставку» — «останется тот же премьер-министр».

«Мы получим коалицию большинства со стопроцентным присутствием “Республики — Ата-Журт” и в правительстве появятся их представители», — сказал он.

Коалиция развалилась из-за «конституционной реформы»

По мнению политолога Медета Тюлегенова, распад коалиции произошел из-за накопившихся противоречий.

«Обострение произошло вокруг Конституции, когда главный спор произошел с фракцией “Ата Мекен”. Были и другие противоречия с «Онугуу-Прогрессом», который уже на этапе конституционных реформ показывал какую-то другую позицию. Здесь накопилось множество противоречий, которые решили разрешить именно таким способом — переформатированием коалиции», — сказал он.

По его мнению, новая коалиция сформируется крупнейшей фракцией парламента СДПК, которая и инициировала выход.

«Есть смысл вовлекать «Республику — Ата-Журт», раз уж сложились определенные, полудружеские отношения с этой фракцией. Раз эти две крупнейшие фракции могут сойтись вместе в новой коалиции, им нужна будет еще одна небольшая фракция, тогда потенциально новая коалиция может состоять только из трех фракций», — сказал он.

Тюлегенов считает, что распад коалиции связан не с деятельностью правительства, а с конституционной реформой.

«Каких-то серьезных нареканий в отношении правительства не высказывалось. Пошел процесс отчетности правительств, на этом этапе все возникло, но это просто совпадение», — сказал он.

Он считает, что премьер-министр поменяется только ближе к президентской кампании — в следующем году.