С декабря кыргызстанцы смогут воспользоваться 26 госуслугами через интернет. К концу 2017 года планируется увеличить их количество до ста. В Госкомитете информационных технологий рассказали, как это будет работать.

Правительство разработало электронную систему «Тундук» для обмена данными между ведомствами страны. Это позволит гражданам получать государственные услуги через интернет.

Зампредседателя Госкомитета информационных технологий и связи Таалай Байтереков сказал Kloop.kg, что проект предоставления госуслуг гражданам через интернет поможет сократить расходы бюджета.

Сейчас, по его словам, в системе предоставления электронных госуслуг задействованы восемь министерств и ведомств, которые уже предоставляют 26 услуг.

«К примеру, обмен информацией о таможенных отчислениях. Если раньше бизнесмен ходил с квитанцией о том, что он оплатит таможенный сбор, отчисления в Таможенную службу, то сейчас отпадет такая необходимость. Таможенная служба напрямую от казначейства будет получать в онлайн-режиме информацию об оплате», — сказал он.

Байтереков сказал, что сейчас ведомство работает над электронной идентификацией граждан — биометрическими паспортами.

«Там хранится электронно-цифровая подпись, через которую [гражданин] будет идентифицироваться на наших сервисах и осуществлять запросы», — сказал он.

По его словам, также рассматривается идентификация гражданина через мобильный телефон.

«При регистрации мобильного телефона граждане будут записывать электронную подпись в сим-карту, гражданину дадут пин-код в конверте, и он через этот пин-код будет получать доступ к услугам», — сказал он.

Он сказал, что уже готов проект мобильного приложения на Android и iOS.

Стоимость услуги для граждан не изменится — если услуга была бесплатной, то она и будет бесплатной, если услуга была платной, то гражданин заплатит по уже утвержденному прейскуранту.

Оплачивать услуги гражданин сможет через банковский перевод или через терминал.

Снижение коррупционных рисков

По словам Байтерекова, электронные услуги снизят коррупционные риски, потому что сократится взаимодействие между гражданином и чиновниками.

Он говорит, что при вступлении в контакт с чиновником гражданин сталкивается с угрозой коррупции — чиновник может задержать услугу или неправомерно отказать в ее предоставлении.

«Это все будет в онлайн-режиме фиксироваться и мониториться. Тяжело будет просить какие-то вознаграждения за свои функциональные обязанности», — сказал он.

Предполагается, что на втором этапе внедрения электронных госуслуг будет исключено участие сотрудников госорганов во взаимодействии гражданина и электронной базы данных.

Байтереков сказал, что планируется постепенно перевести все 373 госуслуги в электронный формат, к концу 2017 года планируется увеличить количество электронных услуг до ста.

По его словам, чтобы перевести все услуги в электронный формат, необходимо автоматизировать работу министерств и ведомств.

Автор: Жылдыз Адылбекова