Смерть сокурсника переполнила чашу терпения индийских студентов в Оше. Сотни студентов вышли на митинг и потребовали от вуза решения накопившихся проблем — дискриминации, вымогательств и оскорблений.

Смерть Субхама Бангравы стала причиной митинга-реквиема и первого открытого протеста иностранных студентов в Оше.
Смерть Субхама Бангравы стала причиной митинга-реквиема и первого открытого протеста иностранных студентов в Оше.

Смерть студента первого курса Ошского государственного университета (ОшГУ) Субхама Бангравы стала решающей причиной первого открытого протеста иностранных студентов в Оше, который прошел 13 ноября.

На митинге студенты высказали свои недовольства в отношении администрации вуза и посольства Индии в Бишкеке. Они требовали незамедлительной реакции к их накопившимся проблемам.

Ректор Каныбек Исаков и другие представители администрации ОшГУ вышли к студентам спустя час после начала митинга. Более четырех часов студенты говорили о причинах своего недовольства — они оформили свои проблемы в один большой список.

Студенты старших курсов сказали Kloop.kg, что готовили этот список специально для митинга. По их словам, они также обращались к своим землякам, которые учатся на факультете на разных курсах.

В списке обозначены 15 проблем, с которыми сталкиваются студенты — если поделить их по группам, то они касаются четырех основных категорий:

  • Безопасность студентов в городе;
  • Учебный процесс на факультете;
  • Визовые процедуры;
  • Студенческое лидерство;
  • Что не устраивает иностранных студентов?

    На митинге-реквиеме индийские студенты рассказали, что их третируют и оскорбляют.
    На митинге-реквиеме индийские студенты рассказали, что их третируют и оскорбляют.

    Побои и поборы

    Иностранные студенты в Оше сказали Kloop.kg, что вопросы безопасности — самые приоритетные для них. По их словам, их часто избивают местные жители, отбирают деньги или другие ценности.

    «В основном трогают парней. Девушек нет. Есть районы, где чаще всего нападают на нас как местные жители, так и милиционеры. Чаще всего такие случаи бывают в районах Зайнабетдинова и Ошского. Более спокойно в районе Араванской. […] Если денег с собой нет, они (местные жители — прим. ред.) отбирают наши телефоны», — сказал студент шестого курса, пожелавший остаться неизвестным.

    Студенты не обращаются к местной милиции по таким инцидентам, потому что боятся сотрудников правоохранительных органов. Милиционеры часто останавливают их на улице, требуя предъявить документы.

    По словам студентов, несмотря на полный порядок с документами, милиционеры вымогают деньги за их возврат. Они говорят, что милиционеры начинают торговаться и сперва требуют от них 100 долларов [почти 7 000 сомов].

    «Когда мы говорим, что мы бедные студенты, и нет столько денег, они спускают сумму от 200 до 500 сомов. Бывает, и таких денег нет. Тогда они говорят, “давай хотя бы 50 сомов”. […] Бывали случаи, когда денег совсем нет, они тогда рвали и швыряли в лицо наши паспорта», — сказал студент шестого курса.

    Студенты сказали, что обращались к декану и представителям компаний, которые занимаются организацией обучения иностранцев в Оше. Однако от них мало было пользы в решении этого вопроса.

    Дискриминация при обучении

    Студенты пожаловались на некоторых преподавателей, которые ведут себя грубо и без уважения. По их словам, преподаватели нередко позволяют себе оскорбительные выражения в адрес студентов.

    «Как мы будем уважать их, если они обзывают нас индийскими обезьянами или собаками», — сказал студент, пожелавший остаться неизвестным.

    По словам студентов, их заставляют убирать аудитории, подметать и мыть полы во время прохождения практики.

    «Мы что, уборщики? У нас в договоре с вузом нет обязательства убирать. Мы хотим больше практических занятий, иначе как мы потом будем лечить людей. […] Мы просим проводить практику в самих больницах, не в клинике ОшГУ, потому что там мало соответствующего оборудования», — сказал студент пятого курса.

    Студенты говорят, что некоторые молодые преподаватели не владеют достаточными знаниями по предметам, которым они обучают студентов. «Как стоматолог может преподавать нам анатомию?» — вопрошают они.

    Студенты также жаловались на то, что деканат отказывает студентам в разрешении прервать учебу, чтобы поехать в Индию в случаях болезни.

    «Нам часто отказывают, когда мы болеем. Мы не можем тут лечиться, потому что местное лечение очень дорого для нас, так как мы не граждане Кыргызстана и медицинской страховки нет. […] Бывает, тут нет такого уровня лечения, как у нас в Индии. Поэтому мы вынуждены просить разрешения», — сказала студентка четвёртого курса, пожелавшая остаться неизвестной.

    Студенты потребовали создать специальный фонд для медицинского страхования.

    «Мы не застрахованы от болезней или несчастных случаев, поэтому мы хотим создать фонд, куда мы готовы собирать деньги сами из числа студентов», — сказала студентка четвёртого курса, пожелавшая остаться неизвестной.

    Декан Роман Калматов, к которому студенты обращались с жалобами, сложил с себя полномочия.
    Декан Роман Калматов, к которому студенты обращались с жалобами, сложил с себя полномочия.

    «Тихая коррупция»

    Студенты говорят, что на факультете стало меньше явной и открытой коррупции, при этом существует ее «тихий» аналог.

    «Преподаватель по анатомии — практикующий врач-стоматолог. У него есть частная клиника, и он нам говорит, что если мы будем лечить свои зубы у него, он нам поставит хорошие отметки», — сказали студенты пятого и шестого курса, пожелавшие остаться неизвестными.

    Также студенты недовольны техническим оснащением факультета и клиники ОшГУ.

    «Мы столько платим за обучение. Мы хотим, чтобы все медицинские инструменты и оборудование были в нашем кампусе, чтобы нам никуда не приходилось ездить. А у нас в корпусе факультета даже воды нет и туалет не убирают», — написали студенты в своих требованиях.

    По их словам, они не раз обращались с жалобами к экс-декану Роману Калматову. Но он либо отказывался их слушать и ругался, либо просто обещал, что все наладится.

    Подорожание визы и контракта на обучение

    Индийские студенты возмущены подорожанием визы и стоимости контракта на обучение. По их словам, раньше они платили около 2 500 сомов за оформление визы. С октября эта сумма выросла до 200 долларов США [13 829 сомов].

    «Мы бедные студенты. У нас нет столько денег на получение визы в год», — сказали они.

    Студенты недовольны тем, что каждый год сумма контракта в университете повышается.

    «Мы требовали не повышать контракт тем, кто учится на факультете в последующих курсах. Пусть повышают с нового года тем студентам, которые зачисляются на факультет с первого курса, но не нам. Потому что мы составляли контракт на одну сумму, а последующие годы платим в разы больше первоначальной», — сказала студентка четвертого курса, пожелавшая остаться неизвестной.

    Студенческое сообщество

    Студентов не устраивают лидеры их сообщества, которых они считают «назначенцами» руководства факультета. По их словам, лидеры сообществ делают то, что велит декан, и не решают реальных проблем студентов.

    «Когда мы обращаемся с вопросами к нему [лидеру молодежного комитета факультета], он не слушает нас и не работает по нашим обращениям. Он не открыт к студентам, но делает все, что скажут ему в деканате», — сказали студенты пятого курса, пожелавшие остаться неизвестными.

    Каждый пункт в списке факторов, которые не устраивают иностранных студентов, прокомментировали декан, ректор и компания, которая привозит их в Кыргызстан.

    Что ответили студентам?

    Экс-декан медицинского факультета ОшГУ Роман Калматов.
    Экс-декан медицинского факультета ОшГУ Роман Калматов.

    Компетентность преподавателей гарантирована

    Декан медицинского факультета ОшГУ Роман Калматов ушел с должности после смерти первокурсника. Он сказал Kloop.kg, что старался обратить внимание на каждое обращение студентов и пытался решить вопросы на месте.

    По его словам, вопрос о недопустимом поведении преподавателей или их компетенции не может стоять, потому что каждый из них устраивается на работу через конкурсный отбор.

    «Я могу гарантировать их компетенцию, потому что я их знал раньше. Когда они устраивались на работу, они сдавали соответствующие тесты на знание своего дела. В результате лучшие из них работают на факультете», — сказал он.

    Калматов отрицает, что он не слушал жалобы студентов и приводит свои доводы.

    «И днем, и ночью они обращаются ко мне с самыми разными вопросами. Вот смотрите сами, тут они мне пишут свои проблемы, как их бьют свои же земляки, с которыми живут на одной квартире. Или приходят и просят поменять старосту, потому что он из южной Индии, а другая половина группы хочет из северной», — сказал экс-декан, показывая экран своего телефона с сообщениями студентов.

    Он исключил возможность для проявления любого вида коррупции на факультете, в связи с переходом на компьютеризированную систему сдачи экзаменов.

    «Невозможно договориться о хорошей отметке, потому что тест администрируется не нами, а специалистами в главном корпусе университета. Они вовсе не могут вмешаться, потому что поток большой, а времени мало», — сказал он.

    Не уборка, а санитарная практика

    Калматов говорит, что каждый практикант первого и второго курсов обязаны проходить санитарную практику. По программе такой практики, все студенты должны посвящать часы работы на уборку помещений и следить за чистотой.

    «Эту программу придумал не я. Это программа, утвержденная министерством образования и принятая университетом», — сказал бывший декан.

    По словам Калматова, студенты часто ведут себя шумно на факультете, чем вызывают гнев преподавателей, которые в это время ведут занятия. Он сказал, что студенты нередко пачкают обувью стены.

    «Когда мы видим это, мы говорим: “Раз испачкали, давайте убирайте теперь за собой. Не вы одни учитесь на факультете”. Конечно, им это не нравится. Но вы сами видите, здание новое, ремонт тоже», — сказал он.

    Студентов адаптируют к местной культуре

    На фото экс-декан медфака ОшГУ Роман Калматов со своими студентами.
    На фото экс-декан медфака ОшГУ Роман Калматов со своими студентами.

    Экс-декан сказал, что проблема нападений на иностранных студентов действительно была серьезной. Но, по его словам, такие случаи резко сократились, благодаря программе адаптации студентов к местной культуре.

    «С прошлого года мы выпускаем брошюры, где есть вся базовая информация про город, и общие фразы для общения на кыргызском и русском языках. В этой брошюре также есть розничные цены на продукты, чтобы они знали цену с самого начала, и у местных торговцев не было возможности их обхитрить», — сказал он.

    По его словам, факультет также обучал желающих студентов игре на комузе, национальным танцам. Выступления иностранных студентов включили в программу визита узбекской делегации в начале октября. По словам Калматова, эта программа помогла решить вопросы безопасности студентов.

    Мухаммед Васим согласен с многими пунктами студентов. Но он считает, что студенты сами косвенно провоцируют общество к такому отношению к себе.
    Мухаммед Васим согласен с многими пунктами студентов. Но он считает, что студенты сами косвенно провоцируют общество к такому отношению к себе.

    Сами провоцируют

    Представитель компании, которая занимается организацией обучения иностранцев в Оше, Мухаммед Васим сказал Kloop.kg, что студенты часто обращаются к ним и рассказывают о нападениях.

    Он считает, что студенты косвенно виноваты, потому что провоцируют обидчиков своим шумным поведением.

    «У них другая культура, здесь другая. Они часто жалуются на соседей, которые на них кричат или даже бьют. Но если разобраться в ситуации, то чаще всего, это происходит, потому что сами студенты шумно ведут себя, громко разговаривают, готовят кушать до полуночи. Потом соседи жалуются, что не могут заснуть», — сказал он.

    Васим также подтвердил слова студентов, что у них вымогают деньги милиционеры.

    «Это сотрудники патрульно-постовой службы. Наверное, у них заработная плата маленькая. Но мы ничего не можем сделать, потому что студенты бояться заявлять в милицию», — сказал представитель компании.

    По его словам, студенты однажды заявили в милицию по факту вымогательства у них мобильных телефонов. Но вскоре отказались от поисков обидчиков, потому что их часто вызывали в участок для освидетельствования. Из-за этого им приходилось пропускать занятия.

    Васим сказал, что тарифы на визы повысились не по решению ректората или их компании — по его словам, согласно новым процедурам процесс выдачи виз передали министерству иностранных дел.

    «Раньше мы оформляли визы в центре обслуживания населения, который находился при МВД и их тарифы были в пределах 2600 сомов. Сейчас же, как передали МИДу, стоимость визы выросла до 200 долларов США [13 829 сомов], равная к категории бизнес-визы. Для студентов это очень дорого», — сказал он.

    Он добавил, что его компания и ректорат вуза письменно обратились в МИД о пересмотре категории выдаваемых виз студентам и их стоимости. Сейчас компания и ОшГУ ожидают ответа.

    Другой представитель контрактующей компании Магарде Бхупендра Кумар сказал редакции Kloop.kg, что число индийских абитуриентов может резко сократится после смерти Субхама Бангравы. Индийские СМИ осветили смерть погибшего в Кыргызстане студента.

    «Брат Субхама выступал по телевидению с просьбой о помощи, сразу же после того, как узнал о его госпитализации. О смерти Субхама написали местные газеты. […] Конечно, вполне возможно, что родители теперь боятся отправлять своих детей сюда. Они могут подумать: “Лучше заплатить чуть больше, но отправить в Китай или Россию. Туда, где могут оказать качественное медицинское обслуживание», — сказал он.

    Ректор ОшГУ Каныбек Исаков. Фото: ОшГУ
    Ректор ОшГУ Каныбек Исаков. Фото: ОшГУ

    Не требования, а предложения

    Ректор ОшГУ Каныбек Исаков сказал Kloop.kg, что на митинге студенты выдвигали предложения, а не требования. Он добавил, что в целом не хотел бы политизировать данный вопрос, и что сейчас ректорат работает над проблемами иностранных студентов.

    Он сказал, что университет отныне будет удовлетворять прошение больных студентов отправиться к себе в страну для лечения, если предоставят все необходимые справки о состоянии болезни.

    «Мы разрешим студентам отсутствовать на учебе по состоянию здоровья до двух месяцев. По возвращению им будет разработана индивидуальная программа обучения и сроков сдачи экзаменов. Если лечение будет занимать больше двух месяцев, тогда студентам будет предложено остаться на второй год», — сказал он.

    Ректор отметил, что вуз ведет переговоры по медицинскому страхованию с компаниями, ответственными за обучение иностранных студентов.

    «Во всем мире практика такая. Перед тем, как выезжать за границу необходимо оформить страховку. Только при ее наличии контрактующие компании доставляют человека [в страны назначения]», — сказал он.

    Исаков сказал, что разрешил студентам выбрать нового лидера студенческого сообщества.

    «В прошлом году они избирали себе лидера, в этом году он им разонравился, оказывается. Я им сказал: “Это демократия. Сами выбирали”. Но мы посмотрим в рамках устава нашего университета и проведем выборы лидера студенческого самоуправления и омбудсмена», — сказал он.

    Ректор сообщил, что по инициативе университета начали проводить еженедельные встречи со студентами на факультете.

    «Два проректора каждую неделю встречаются со студентами, чтобы узнать их проблемы и попытаться их решить. Может, кто из них просит помощи по болезни, или чьи родные могли пострадать из-за природных катаклизмов там [в Индии]», — сказал Исаков.

    Ректор признал, что есть факты нападений на студентов со стороны местных жителей и представителей правопорядка.

    «Мы сейчас ищем англоговорящего юриста, который будет работать для защиты интересов иностранных студентов, если они сами будут письменно заявлять о нападениях. Он будет сопровождать их как адвокат, чтобы студентам не грубили и не хамили там [в органах милиции]», — сказал он.

    Исаков не согласен с недовольством студентов о повышающихся суммах контракта за обучение. По его словам они безосновательны.

    «В самой Индии минимальная сумма за год обучения на медицинском факультете — 30 тысяч долларов США [два миллиона 74 457 сомов], в Китае — восемь тысяч [553 188 сомов]. В нашем университете около двух тысяч долларов, что сравнительно немного в масштабах мировой индустрии медицинского образования. Поэтому я не соглашусь с ними и могу привести доводы, почему. Вот например, мы построили новый специальный учебный корпус, во-вторых, выстроили новую структуру англоговорящих преподавателей, снабдили специальными лабораториями и новыми технологиями. Две тысячи долларов даже не покрывают стоимость их годового обучения. По моим подсчетам, в рамках рейтингов мирового экспорта образования сумма контракта не должна быть ниже шести или семи тысяч долларов», — сказал он.

    Исаков сказал, что вне зависимости от гражданства студента, требования университета одни для всех. По его словам, если студент не сдал успешно экзамены, то по правилам, он должен остаться на отработку во время летних каникул, оплатив за труд преподавателей.

    «Эта кредитная система. […] До экзаменов студенты сдают модули. Если они вовремя не спохватились и не пытались сдать кредиты, то они должны заново пройти обучение во время летних каникул и оплатить дополнительные расходы. […] Эти требования для всех одинаковы, будь то кыргызский студент или иностранный», — сказал ректор.

    ММФ — главный источник доходов ОшГУ

    Международный медицинский факультет ОшГУ был основан в 2015 году. В нем обучаются около 1600 студентов из Индии, Непала и Пакистана. Средняя стоимость контракта составляет две тысячи долларов США.

    При средних подсчетах, годовое поступление в бюджет университета от иностранных студентов составляет около 3,5 миллионов долларов, что в перерасчете на сомы составляет 250 миллионов.

    Эксперт по экономике Эркин Абдразаков сказал Kloop.kg, что с переходом на рыночную экономику, ОшГУ уверенно занял свою нишу среди местных вузов, предоставляя медицинское образование не только местным студентам, но и международным.

    По его словам, университет должен дальше укреплять свои позиции и работать над улучшением материально-технической базы факультета и качеством его преподавательского состава, привлекая больше клиентов.

    «К сожалению, многие наши ВУЗы работают не на качество, а на количество. […] ОшГУ необходимо отходить от этого. Столько факультетов, которые не востребованы. Считаю, надо их упразднять и усилить те, что пользуются спросом», — сказал он.

    Соавтор: Дастан Умоттегин