Дебют диджея-гаитянина, кыргызский рэп и альбом-фильм — Kloop.kg продолжает подводить итоги года. Список лучших музыкальных альбомов, вышедших в 2016 году, составил обозреватель Kloop.kg Азамат Омуралиев.

10 место: Бегиш, Баястан и Каспер – Zamanbap

screen-shot-2016-03-11-at-11-40-12

Необычный феномен, который тяжело описать (и тем более объяснить), используя повседневный лексикон. Альбом кыргызского хип-хопа, которым не стыдно поделиться с друзьями и который можно послушать в Spotify, Zamanbap — это странноватый ребенок воспитательного рэпа, в котором клубные треки перемешались с патриотическими песнями в духе Chance The Rapper. То есть с обилием восклицаний и наставлений, но с недостатком соответствующей глубины. Музыка, впрочем, компенсирует.

Какие песни послушать: «Келечек жаштын колунда», «Эне Тил», «1-100-1»

9 место: L’One — «Гравитация»

57e88ff717b93-2

В год необъяснимого успеха психоделических и катастрофически ужасных (но тем не менее гениально прилипчивых) песен вроде «Патимейкера» и «Велика», внезапным образом артист лейбла BlackStar Леван Горозия переосмыслил русский рэп и придумал для него новое русло. Пока Оксимирон обрабатывает плоскость русскоязычного грайма, а Скриптонит подминает под себя все оттенки джаза и блюза, L’One берется за советское наследие, невинные стихи и тонкий женский бэквокал — и выдает крайне неожиданный (и приятный) сюрприз.

Какие песни послушать: «Черемуха», «Марсианин», «Дорога»

8 место: Jessy Lanza — Oh No

jessy-lanza

Из первого альбома Джесси Ланцы можно было вынести вывод, что появился еще один артист, метящий в пантеон жанра PBR&B (который открыли миру The Weeknd и Джеймс Блэйк).

Из второго диска Oh No стало понятно, что у Ланцы есть не только амбиции, но и возможности — и хотя её вторую работу тяжело назвать прорывом, еще тяжелее за ней недоглядеть. Животные биты, симбиоз рейвовых конструкций и студийной вылизанности, музыкальная эрудированность и пугающая интимность — Ланца о вот этом всём. И кто знает, быть может с такими характеристиками она станет новой FKA twigs?

Какие песни послушать: ‘It Means I Love You’, ‘Never Enough’, ‘New Ogi’

7 место: Kaytranada — 99.9%

999

Kaytranada — диджей с Гаити и Канады, выпустивший в этом году выпустил свой первый альбом 99.9%: час электронной музыки в свежем облике и без рефлекторных «дроп зэ бэйс».

Возможно, главный дебют года — диджею-гаитянину конкуренцию в звании «лучший новый артист» этом году смог составить разве что очередной r&b-артист Андерсон Паак.

Какие песни послушать: ‘Lite Spots’, ‘Got It Good’, ‘Together’

6 место: Drake — Views

drake-views-album-cover-696x696

Дрэйк окончательно скатился в придурковатость. Ему на это понадобилось много лет и полдюжина альбомов, но он наконец этого добился.

Когда он только начинал, его дебют последовал за релизом альбома Уэста 808s & Heartbreak, после которого быть чересчур чувствительным стало комильфо даже в хип-хопе.

Именно такой, чересчур чувствительный и порой слишком сентиментальный Дрэйк покорял наши сердца и души. Но за то неполное десятилетие, что Дрэйк не покидал свет софитов, его эмоциональность переросла в глуповатость. Тем не менее, сейчас он — главный артист планеты, чуть ли не самый продаваемый, самый прослушиваемый и самый продуктивный. И Views — это кульминация дрэйковского стиля, который так и не смог перерасти наследие одного-единственного уэстовского альбома.

И всё же, Дрэйк продолжает всем доказывать, что он номер один — Views далек от идеала, но еще более далек он от провальности. Это прилипчивый, танцевальный и местами грустный диск, главный вывод которого до жути правилен и неприятен: ведь в этой вот придурковатости — вся планета и максимально короткое описание подрастающего интернет-поколения.

Какие песни послушать: ‘Feel No Ways’, ‘Controlla’, ‘Child’s Play’

5 место: Radiohead — A Moon Shaped Pool

1035x1035-radiohead-new-album-a-moon-shaped-pool-download-stream-640x640-696x696

Давайте начистоту: группа Radiohead давно не та. Миг их величайшей славы давно прошел. Нет уже (и, скорее всего, не будет) Kid A или In Rainbows.

Том Йорк и Ко больше не первооткрыватели — язык даже просится обозвать их эксплуататорами. При первых прослушиваниях A Moon Shaped Pool действительно создается ощущение, что перед нами обманка, в которой песни или притянуты за уши, или попали в диск по инерции. Но правда сложнее.

В A Moon Shaped Pool действительно нет новаторских деталей, но для группы это работа другого толка. Если угодно, смотрите на альбом как на их финальную компиляцию — и получился у Radiohead не сборник лучших треков и даже не синтез всех исследуемых ими жанров, а капитальный самоанализ своего творчества.

A Moon Shaped Pool — одиннадцать треков самой сути этой группы, час гипнотизирующей музыки и искренних стихов, болезненной реакции на жестокую окружающую среду и идеальное прощальное письмо.

Какие песни послушать: ‘Burn the Witch, ‘Daydreaming’, ‘True Love Waits’

4 место: Kanye West — The Life of Pablo

the_life_of_pablo_alternate
Канье Уэст не бывает плох. Это артист, у которого не было ни одного проходного альбома, и тем более ни одного плохого.

Канье — музыкант, каждый новый диск которого меняет правила игры. The Life of Pablo — очередная сильная работа, а не исключение из правил.

Грандиозный, сатиричный и смешной диск, альбом Канье в этот раз взялся за плоскость музыкальной сферы, которую редко затрагивают сами артисты (тем более такого ранга).

Если оставить в стороне все разговоры и музыке и текстах The Life of Pablo, то главный вывод остается один — Канье наконец нашел применение новой культуре стриминговых сервисов. Он дорабатывал альбом в течение всего года: Уэст поменял переходы в ‘Ultralight Beam’, разделил ‘Wolves’ на две части и добавил ‘Saint Pablo’. В 2016 так делал один лишь Канье, в 2017 так будут делать все.

Какие песни послушать: ‘Ultralight Beam’, ‘30 Hours’, ‘Fade’

3 место: Leonard Cohen — You Want It Darker

69e15a12aa20c4393b401b9e4b893f45

Сюда довольно просто было бы приплести абзац о фатальности 2016 года, вспомнить гениальность коэновского наследия и его отношения с новоизбранным Нобелевским лауреатом Бобом Диланом, пораспинаться о том, что музыка не та, да и год вышел так себе, а Леонард с Дэвидом, перед своими уходами, вновь показали всем класс.

Но правда заключается в том, что Леонард Коэн не просто снова смог. Его последний альбом, мрачный и тяжелый You Want It Darker — это работа не просто добротная и вписывающаяся в канон работа.

Это изящный и потрясающе умный диск, с одинаковым успехом жонглирующий темами религии, смерти и любви (впрочем, как и всегда у Коэна). Леонард Коэн перед своим уходом оставил одну из своих сильнейших работ, с которой мало что могло сравниться в последние двенадцать месяцев.

Какие песни послушать: ‘You Want It Darker’, ‘Treaty’, ‘Steer Your Way’

2 место: Beyonce — Lemonade

beyonce-lemonade-album-cover-compressed

Бейонсе не придумывает себя с нуля для каждого нового альбома. Каждая ее свежая работа — это музыка, фундаментальные характеристики которой вполне предсказуемы.

Эклектичный звук с упором на акустические инструменты, много приглашенных артистов, сильный феминистский посыл и все подобное. Фишка Бейонсе заключается в том, что с каждым последующим альбомом она добавляет новый элемент. И на этот раз им стала личная история.

В историю уходящего года Lemonade войдет совсем не как музыка, звучавшая на танцполах, или сильный феминистский саундтрек. В первую очередь последний альбом Бейонсе запомнится как захватывающая история об измене и принятии: теме избитой для кинематографа и литературы, но не для музыки.

Если три года назад Кендрик Ламар поставил всех на уши, рассказав музыкальную историю с помощью смышленого нарратива и записей автоответчика, то сегодня Бейонсе взяла и на полном серьеза заступила на территорию большого кино и серьезного сторителлинга. Она рассказала музыкальный сюжет, в котором картинка стала важнее звука, и тем не менее попала на все радиостанции мира. She wakes up flawless.

Какие песни послушать: ‘Hold Up’, ‘Daddy Lessons’, ‘Formation’

1 место: Frank Ocean — Blonde

frank-ocean-blonde

Музыка в 2016 году чувствовала себя не так комфортно. Кажется, артисты ощутили свою беспомощность на мировой арене — если в прошлом году трек ‘Alright’ Ламара смог стать гимном движения #BlackLivesMatter, то сегодня музыка уже не играет важной роли.

Radiohead и A Tribe Called Quest — две группы, совершившие в этом году великие камбэки — пели о Трампе, ксенофобии и поднимающем голову национализме, но их выкрики остались в большей части незамеченными.

Бейонсе и её младшая сестра Соландж тоже выпустили новую музыку, в которой крепкой рукой заступаются за права женщин — впрочем, даже их поддержка не помогла Клинтон победить.

Как и не помогли концерты Run the Jewels и Vampire Weekend в поддержку Сандерса. Несмотря на выступления этих легендарных групп, 75-летний социал-демократ проиграл праймериз в начале этого года.

И поражения музыкантов и их творений ограничились не только политической сценой. Музыка в 2016 году служила инструментом эскапизма, нежели площадкой для серьезных стэйтментов.

Музыка не была нужна людям в 2016 году. Гимн эмансипации ‘Don’t Touch My Hair’ Соландж не скандировуют на улицах, песни Бейонсе редко звучат на съездах демократов. ‘We The People’, остроумный трек про ксенофобию, гораздо комфотнее чувствует себя в клубах и на фестивальных площадках, нежели на уличных протестах, и то же самое с не менее сатиричным ‘Nodoby Speak’.

И это понятно — в этом году многим людям было совсем не до музыки.

Потому совершенно логично, что аполитичный и искренний диск Blonde не стыдно назвать лучшим. В этом нет ничего странного — каждый альбом существует в каком-либо контексте, и если в прошлом году To Pimp A Butterfly идеально ухватил повестку с полицейским насилием и расизмом, то в этом году Фрэнк Оушн не менее красиво вписался в перегруженный от новостей мир.

Его Blonde — час прекрасных мелодий, галлюциногенных трипов и отсылок к The Beatles. Биты от Jamie xx и Фаррелла Уильямса, куплеты на японском и отрывки из подростковых видеорепортажей. Истории любви и истории расставаний.

Blonde — возможно, не самый новаторский и не самый важный альбом, вышедший за последние 12 месяцев. Но с этим диском Фрэнк Оушн напомнил нам о другой роли искусства — оно ведь должно не только вытачивать острый ум и наводить на философские размышления, но и учить прекрасному и переносить нас в другие миры.

В этот сложный год никто не придумал лучшего средства убежать от реальности — и давайте отдадим Оушну должную дань уважения за такую громадную заслугу.

Какие песни послушать: ‘Nikes’, ‘Ivy’, ‘Pink + White’, ‘Self Control’, ‘Nights’, ‘White Ferrari’, ‘Seigfried’, ‘Futura Free’

Frank Ocean — ‘Nikes’ from DoBeDo Productions on Vimeo.

Итоги-2016: