Трансмужчина был атакован в центре Бишкека 26 ноября. Охранник супермаркета, к которому потерпевший обратился за помощью, выгнал молодого человека из магазина.
Вечером, около десяти часов, когда Ильяс возвращался домой, к нему подошли двое мужчин в состоянии алкогольного опьянения. Приняв его за девушку, они предложили ему познакомиться. Не получив ответа, мужчины начали издеваться и угрожать избиением и изнасилованием.
Ильяс забежал в супермаркет «Евразия». Один из нападавших последовал за ним и продолжал преследовать уже внутри магазина. Спустя некоторое время, трансгендер обратился за помощью к охраннику супермаркета. Вместо того, чтобы помочь, охранник настоял на том, чтобы Ильяс и его преследователь вышли на улицу и «разбирались там».
Несмотря на отказ в помощи со стороны охранника супермаркета, Ильясу удалось избежать насилия – он скрылся от нападавших на него мужчин.
«Они сказали, “Если ты девушка, то мы тебя сейчас исправим, а если парень – то давай разберемся как настоящие мужики”, – рассказывает Анна Кирей, председатель организации «Лабрис», которая занимается защитой прав лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендров.
«Получается, он остался один на один с двумя мужчинами, которые к тому моменту уже начали его толкать и хватать за руки, и в этот момент он вырвался и убежал, – продолжает Кирей. – Он добежал до [микрорайона] Восток-5, хотел попасть к нам в офис, но было уже поздно, нас уже не было».
Ильяс решил не обращаться в милицию. «Лабрис» намерен обратиться к руководству супермаркета, потому что, как объясняет Кирей, «охранник мог бы остановить это всё».
«Если работник службы безопасности супермаркета «Евразия» является работником органов внутренних дел, он должен был действовать, обеспечивая защиту», – критикует действия охранника Дмитрий Кабак, правозащитник и руководитель общественного фонда «Открытая позиция».
В крайнем случае, как отмечает Дмитрий Кабак, охранник мог обратиться к органам правопорядка.
Представители супермаркета «Евразия» не согласны с позицией правозащитников. В частности, начальник охраны супермаркета Адилет Рысмендиев считает, что защита граждан не входит в обязанности охранников:
«Его [охранника] полномочия – именно внутри магазина, – объясняет Рысмендиев. – Если нет драки, кражи, ущерба магазину, то это не входит в его обязанность».
Рустам Мамыров, начальник охраны общественного порядка Первомайского РОВД, уверен, что помочь жертве нападения – это «гражданский долг» каждого: «Тем более, если это происходит внутри, потому что он несет службу в супермаркете. Конечно, он должен был содействовать, он обязан был вызвать милицию», – утверждает Мамыров.
Сейчас жертва агрессии находится в состоянии шока. «Я ненавижу то, что здесь мне всё время приходится извиняться за то, какой я есть, я ненавижу эту страну», – говорит сам потерпевший.
Алекс Мамытов, координатор трансгендерного компонента организации «Лабрис», объясняет состояние Ильяса: «Потерпевший находится в состоянии шока, который переходит в фобию, то есть он боится находиться один где-либо, мучается от кошмаров».
По словам Мамытова, сразу же после инцидента, сотрудник «Лабриса» оказал Ильясу первую психологическую помощь, и сейчас с ним поддерживается ежедневная связь.
Определение трансгендера
Трансгендеры – это люди, чья гендерная идентичность расходится с приписанной от рождения. Понятие «трансгендерность» не связано с понятием «сексуальной ориентации», поскольку эта группа людей может включать себя как гетеросексуалов, так и гомосексуалов, бисексуалов, пансексуалов и асексуалов.
Наиболее распространённый термин трансгендеров – это «люди, которые чувствуют, что назначенный им после рождения пол, был ошибочным, либо неполноценно определяет их идентичность».
Алекс Мамытов из «Лабриса» является единственным трансгендером в Кыргызстане, не скрывающим своей идентичности.
«Уровень трансфобии, к сожалению, за последние годы [в Кыргызстане] не уменьшается, – рассказывает Мамытов. – Постоянно идут сигналы о случаях дискриминации, вызванной разницей между внешностью и паспотрными данными».
По словам Дмитрия Кабака, для того, чтобы предотвратить нарушения, «необходимо просвещать население и работников правопорядка, чтобы они воспринимали общество, состоящие из различных социальных групп, со здравым подходом».
«Официальные лица публично произносят гомо- и трансфобные речи, в СМИ зачастую публикуются негативные статьи, религиозные и общественные деятели открыто выражают свое отрицательное отношение к гомосексуалам и трансгендерам», – продолжает Мамытов.
Одним из примеров является публикация в газете «Белый пароход», в которой автор Сергей Кожемякин поставил сексуальные и гендерные меньшинства в один ряд с маньяком Чикатило и террористом Басаевым.
«К сожалению, [Ильяс] – не первый человек, с которым такое случается, – подводит итог Анна Кирей, – Получается, что общество не понимает людей, которые, по мнению общества, не подходят под стандартные рамки того, как должен выглядеть мужчина или женщина».
Ильяс – вымышленное имя. Настоящее имя трансгендера не указано в целях безопасности.