Конституционный суд Кыргызской Республики 1 июля отменил содержание статьи 11 закона “О статусе столицы”, которая была принята 5 декабря 2007 года депутатами Бишкекского городского кенеша. В ней регулировались правила проведения митингов на территории Бишкека.
Согласно декабрьскому постановлению Бишкекского горкенеша, мирные собрания, митинги, демонстрации и шествия могли проводиться на территории столицы в строго ограниченных местах: на площади перед зданием парламента, в сквере имени Горького и в парке “Молодёжный” на западной окраине города.
Тогда правозащитники назвали решение горкенеша “незаконным” и “противоречащим конституции”.
Обстановка накалилась после того, как 18 декабря 2007 года милиция задержала участников акции “Я не верю”, протестовавших возле здания Центральной избирательной комиссии и выражавших недовольство итогами только что прошедших парламентских выборов.
Подробнее об этом читайте здесь
20 декабря ситуация повторилась: на этот раз милиция пресекла сразу две параллельные акции, обе проходили в “нелегальных” местах. Около десятка правозащитников, участвовавших в протестах, были задержаны и приговорены к административной ответственности. Некоторым участникам дали до 5 суток административного ареста.
Подробнее об этом читайте здесь
В конце декабря 2007 года правозащитница Азиза Абдирасулова, председатель общественного фонда “Кылым Шамы”, подала ходатайство в Конституционный суд об отмене постановления депутатов. В связи с этим все задержанные участники акции “Я не верю” были выпущены на свободу до принятия решения по вопросу о легитимности постановления.
Спустя полгода Конституционный суд отменил постановление Бишкекского горкенеша. Правозащитники называют это решение “восстановлением конституционного порядка в стране”.
“Теперь люди, пострадавшие от незаконных арестов, в полной мере имеют право подать жалобу и получить компенсацию”, – сказал в интервью Kloop.kg президент фонда “Открытая позиция” Дмитрий Кабак.
“Я изначально говорила, что данное постановление антиконституционное, потому что противоречит самой конституции. Я считаю, что решение [об отмене] было справедливым, и что в этом случае гражданское общество еще раз отстояло право на проведение мирных собраний”, – сказала активист движения “Я не верю” Гульшайыр Абдирасулова.
Обратная сторона медали
Однако правозащитники не спешат праздновать окончательную победу: в мае депутат парламента от Партии коммунистов Исхак Масалиев представил проект нового закона “О праве граждан собираться мирно”.
Подробнее об этом читайте здесь
В нём, согласно оценкам экспертов, ограничений на проведение мирных собраний, митингов и демонстраций ещё больше, чем в постановлении городских депутатов. В частности, в законопроекте Масалиева запрещено проведение митингов вблизи административных объектов, к которым относятся резиденции президента и премьер-министра Кыргызской Республики, здания парламента, правительства и судов.
“Охват законопроекта Исхака Масалиева больше и мощнее, чем решение депутатов горкенеша. Конечно, если президент Бакиев подпишет законопроект, то мы также подадим жалобу в конституционный суд”, – заявляет адвокат Нурбек Токтакунов, защищающий интересы участников акции “Я не верю”.
Анаш Сейтказиев, депутат парламента и коллега Масалиева по Партии коммунистов, согласен с тем, что решение горкенеша было “не конституционным”.
“Это было изначально неправильное решение депутатов городского кенеша, – сказал Сейтказиев в интервью Kloop.kg. – Законы принимает Жогорку Кенеш, а не городской кенеш: они превысили свои полномочия”.
Сейтказиев утверждает, что внутри фракции коммунистов мнения по поводу законопроекта о митингах разделились.
“Масалиев вносил законопроект не как руководитель фракции коммунистов, а как депутат, и это его изложение, – говорит Сейтказиев. – Но я бы не сказал, что законопроект Масалиева антидемократичен. Он немного противоречит конституции, но у нас всё равно конституционная реформа в ближайшем будущем будет”.
Сам Исхак Масалиев пока воздерживается от дискуссий по поводу своего проекта закона.
“Законопроекты вносятся депутатом, принимаются парламентом, подписываются президентом. В любой момент этот процесс может приостановиться. Если даже президент наложит вето, то мы соберемся осенью и постараемся принять решение с учетом его вето”, – сказал Масалиев в интервью Kloop.kg.
Авторы: Тимур Токтоналиев и Бектур Искендер