Новые цены на патенты были установлены постановлением правительства Кыргызстана “Об утверждении базовой суммы налога на основе добровольного патента по видам предпринимательской деятельности” – его подписал 30 декабря премьер-министр Игорь Чудинов.
Цены на патентирование некоторых видов услуг поднялись в несколько раз – в некоторых случаях увеличение было десятикратным.
В комментариях к постановлению объяснялось, что использование патентной системы “привело к отказу предпринимателей от ведения бухгалтерского учёта”, что, как следствие, привело “к определённым потерям бюджета”.
В Государственном комитете по налогам и сборам патентирование называют “несправедливым” видом сборов – предприниматель платит ежемесячно фиксированный налог вне зависимости от доходов.
“Патентная система была введена в то время, когда у нас начала организовываться стихийная торговля: рынки, коммерческие киоски. И в целях того, чтобы налоговые органы провели полное налогообложение всех этих субъектов, была введена упрощенная система налогообложения”, – рассказывает Айдай Карагулова, начальник отдела управления налогового администрирования ГКНС.
Возмущение предпринимателей
Сергей Пономарёв, председатель профсоюзного объединения торгово-рыночного комплекса “Дордой”, утверждает, что при введении в 2005 году патента на швейное производство произошло увеличение поступлений в госбюджет из швейной промышленности.
“Логика заключается в том, что если мы сегодня закрываем снова патенты для швейников – их официально сегодня 157 тысяч, неофициально еще где-то столько же – те швейники, которые не вышли из тени, там и останутся”, – сказал Пономарёв 15 января на встрече сотрудников ГКНС с представителями профсоюзов.
Кроме швейников, по патенту больше невозможно работать в сфере образования – из списка патентируемых видов услуг были исключены такие как “репетиторство” и “обучение иностранным языкам”.
Группа репетиторов и учителей из Бишкека направила по этому поводу письмо в Жогорку Кенеш и правительство с просьбой “вернуть патентирование на образовательные услуги”.
“Нас вынуждают теперь нанимать бухгалтеров или самим осваивать бухгалтерию. Но мы – преподаватели, и не знакомы с бухгалтерскими тонкостями, – говорится в письме учителей. – Правительство данной мерой вынуждает нас уходить «в тень»”.
“Тяжёлое бремя”
“Вместо того, чтобы поддерживать и развивать малый и средний бизнес, который в основном и патентируется, [политика государства] становится тяжелым бременем, а для некоторых и причиной к прекращению предпринимательства”, – считает эксперт.
Возмущение предпринимателей вызывает также усложнение механизма патентирования. Айдай Карагулова из ГКНС объясняет: “Все предприниматели, которые работают на патентной основе должны пройти налоговую регистрацию. Статком должен выдать свидетельство по месту жительства субъекта предпринимательства”.
“Предприниматели должны взять свидетельство в горстате, зарегистрироваться в налоговой, и все патенты будут вводиться в компьютер, будут открыты лицевые счета для каждого патентщика, – продолжает Карагулова. – Кроме того, налоговый кодекс предусматривает представление единой годовой декларации”.
Итоги хронометража
Представители ГКНС объяснили на встрече с представителями профсоюзов, что цены на патенты были рассчитаны в соответствии с результатами хронометража доходов предпринимателей в 2008 году. Однако, по их словам, в течение 2009 года налоговой будут проведены новые хронометражи, чтобы к 2010 году установить новые цены на патенты.
“Если предприниматели считают, что налоговая необоснованно ввела ставку налога – мы готовы сделать хронометражи и действительно установить экономически обоснованную ставку налога”, – сказала профсоюзникам Айдай Карагулова.
Однако многие представители малого бизнеса, работающие по патентам, уже сокращают производство, сокращают штат и опасаются скорого банкротства, которое может произойти до пересмотра цен на патенты.
Гулсара Джумабекова, владеющая цехом по производству лепёшек в одном из бишкекских микрорайонов, сократила штат наёмных рабочих с четырёх до двух.
“Как теперь крутиться – не знаю. Поднимать будем цену на хлеб, если это не пойдёт – то закроемся”, – говорит Джумабекова.
Источник Kloop.kg в банковском секторе видит выход в этой ситуации в “адаптировании тарифной сетки” патентов в зависимости от объёма и величины бизнеса.
“К примеру, цена патента для обменных бюро поднялась от примерно 2500 сомов до 20 тысяч сомов. Данное повышение относится абсолютно ко всем обменным бюро, вне зависимости от оборота и прибыли, – рассказывает эксперт. – В данном случае обменные бюро, не имеющие доходы, позволяющие приобретать патент по вышеуказанной цене, вынуждены прекратить работу”.
Возмущения в Интернете
Тем временем, обсуждения новых расценок на патентирование услуг перекинулись и в Интернет. На форуме “Дизель” – самом популярном веб-сайте Кыргызстана – тема о новых расценках стала самой активной в новогодние дни.
С 31 декабря по 21 января эта тема продолжает находиться на первой странице раздела “Политика и общество” – в ней уже 14 страниц и более 250 сообщений, авторами некоторых из них являются сами предприниматели.
“Большинство, я думаю, вообще забудет, что такое патент и тупо на месте будет разводить с проверяющим. Другая часть приобретет кассовый аппарат и тоже будет разводить с проверяющим, – считает пользователь Василь. – Должность налогового инспектора снова станет в почете и повысится в цене. Самые честные свернут бизнес и уедут”.
“За год до прекращения каких-то видов патентирования необходимо уведомить, что такие-то виды патентов будут прекращены, а не 30 декабря подписывать, что с 1 января всех ждет сюрприз”, – считает пользователь SCAN.
“Они отсекли очень большой сектор мелкого бизнеса, который вышел из тени и покупал патенты”, – пишет пользователь Александр Казанцев.