Бектур Искендер: Как «Заноза» угнала фэйсбук-страницу “Вечёрки” (и почему ей за это ничего не будет)

В медиа-пространстве Кыргызстана сейчас происходит совершенно уникальное и беспрецедентное явление, которое когда-нибудь войдёт в учебники истории отечественной журналистики (если такие будут вообще существовать).

Но прежде чем рассказать об этом явлении, важно немножко разобраться в контексте.

Предыстория

Существует в Кыргызстане такая газета под названием «Вечерний Бишкек». По всем показателям это самая многотиражная в Кыргызстане русскоязычная газета.

До 2011 года у неё был не самый красивый и удобный на свете веб-сайт, но затем владельцы «Вечёрки» поняли, что в Кыргызстане существует интернет и решили всё-таки запилить хорошую страницу.

И набрали, в общем-то, замечательную команду, которая за короткий срок вывела сайт vb.kg в топ русскоязычных новостных веб-сайтов Кыргызстана.

Однако возникла проблема. В сентябре 2014 года начались споры вокруг того, кому должна «Вечёрка» принадлежать, главными действующими лицами которых стали…

Впрочем, всё это неважно, эта колонка не о споре вокруг владения ЗАО «Издательский дом Вечерний Бишкек». Если вам реально интересны детали судебного процесса, то об этом много написано здесь, здесь, здесь и здесь.

Важно знать то, что в августе 2015 года Бишкекский городской суд вынес решение, из-за которого у «Вечернего Бишкека» фактически сменился владелец.

Ключевые сотрудники интернет-издания vb.kg, которые назвали произошедшее «рейдерским захватом» со стороны окружения президента Алмазбека Атамбаева, сразу же уволились и открыли новый сайт Zanoza.kg.

Тут и начинается самое интересное.

В августе 2015 года Бишкекский городской суд вынес решение, из-за которого у «Вечернего Бишкека» фактически сменился владелец.

Игры с переадресацией

Веб-сайт vb.kg является собственностью медиа-холдинга, который по результатам судебного приговора отошёл новым владельцам. Когда я говорю «веб-сайт», я подразумеваю доменное имя, потому что именно оно является по сути идентификатором веб-сайта.

Домен vb.kg принадлежит ЗАО «Издательский дом Вечерний Бишкек», поэтому судьба веб-сайта была ясна — поскольку домен принадлежит объекту судебных споров, то после вынесения приговора контроль над ним переходит новому владельцу.

На домен есть договор, который должен был быть заключен между издательским домом и компанией, продавшей домен.

Команда vb.kg, которая в целом была настроена против новых владельцев, понимала, что скоро потеряет контроль над доменом и ничего с этим сделать не сможет.

Поэтому в конце августа, за несколько дней до оглашения ключевого приговора Бишкекского районного суда, с веб-сайтом vb.kg стали происходить чудеса — он начал автоматически переадресовывать читателя на домен zanoza.kg, хотя весь контент сайта оставался вечёркинским.

Поскольку «Занозу» возглавила главный редактор vb.kg Дина Маслова, и поскольку её власть в «Вечёрке» сохранялась до последнего момента, с веб-сайтом vb.kg протестующая команда могла до вступления приговора в силу делать всё, что душе угодно.

Угон фэйсбук-страницы

27 августа приговор Бишкекского городского суда вступил в силу, и контроль над доменом vb.kg перешёл новой команде. Разумеется, с приходом нового руководства исчезла и переадресация на zanoza.kg.

Кроме того, Маслова и её команда потеряли редакционное помещение, оборудование, мебель и так далее — всё то, что принадлежало ЗАО «Издательский дом Вечерний Бишкек» и теперь перешло под контроль нового владельца Александра Рябушкина.

Но одну вещь редакция «Занозы» смогла спокойно забрать с собой, и никто этого даже не заметил — фэйсбук-страницу “Вечернего Бишкека”.

Теперь важный момент: страница «Вечернего Бишкека» — это не просто там какая-то страница в «Фэйсбуке». Это — внимание! — самая популярная фэйсбук-страница в Кыргызстане.

Давайте посмотрим на текущий топ-10 фэйсбук-страниц в Кыргызстане:

  1. «Вечерний Бишкек» — 47897 подписчиков
  2. Американский университет в Центральной Азии — 46229
  3. Интернет-магазин Svetofor.kg — 42524
  4. Сообщество «Я отдыхаю в Кыргызстане» — 34516
  5. Посольство США в Кыргызстане — 29120
  6. «Азаттык Медиа» — 28609
  7. Авиакомпания «Эйр Манас» — 28297
  8. Представительство «Самсунга» в Кыргызстане — 25820
  9. Сервис скидок BeSmart — 24993
  10. Кыргызская служба радио «Азаттык» — 22099

Я поговорил с Леной Черниковой — уже бывшим пиар-менеджером «Вечернего Бишкека». Популярность «вечёркинской» фэйсбук-страницы — это во многом её заслуга.

С учётом реалий Кыргызстана, где интересующиеся политикой русскоязычные пользователи интернета, в основном, сосредоточены в «Фэйсбуке», новостные веб-сайты во многом опираются в своей раскрутке именно на эту социальную сеть.

По словам Лены, переходы из «Фэйсбука» на vb.kg составляли примерно 40 процентов от всех переходов извне на веб-сайт «Вечёрки».

У меня нет детальных данных «Вечёрки», но я могу показать вам данные по переходам извне на «Клооп», потому что они под рукой (если верить рейтингу от Net.kg, «Клооп» где-то в три-четыре раза менее популярен, чем «Вечёрка», но у обоих сайтов посещаемость измеряется сотнями тысяч сессий в месяц, поэтому кое-какие тенденции увидеть можно).

Итак, вот откуда и в какой пропорции заходили на “Клооп” в течение июля и августа:

  1. «Фэйсбук» — 47,85%
  2. «Гугл» — 21,74%
  3. Заходили напрямую, набирая адрес в браузере — 16,6%
  4. «Яндекс» — 3,33%
  5. Видео-сервис «Билайв» — 3,3%
  6. Форум «Дизель» — 1,34%
  7. «Твиттер» — 1,33%
  8. Поиск на «Мэйл.ру» — 0,93%
  9. «Фергана.ру» — 0,63%
  10. «Одноклассники» — 0,48%

То есть, доля «Фэйсбука» в переходах извне примерно такая же, как у «Вечёрки» и как, я подозреваю, у всех остальных.

Я неспроста показал эту десятку. Этот список показывает, что роль «Фэйсбука» в привлечении посетителей не просто велика — она грандиозна, тотальна!

Как вы видите, ближайший преследователь в этом рейтинге рефералов — поисковик «Гугл» — приносит в два раза меньше людей, а остальные источники переходов играют настолько несущественную роль, что, похоже, новостные сайты на них просто забили.

Прошло ещё не так много времени с момента смены владельца «Вечёрки», чтобы можно было делать глубокие выводы о том, как это повлияло на популярность веб-сайта, но кое-что уже заметно.

По данным всё того же Net.kg, после ухода команды Масловой в «Занозу», еженедельное количество просмотров страниц vb.kg (именно просмотров, у меня нет данных по сессиям или хостам) упало более чем в два раза — с более чем одного миллиона просмотров в неделю до примерно 480 тысяч.

Не последнюю роль, я думаю, здесь сыграла история с фэйсбук-страницей — вы только представьте, что vb.kg лишился источника, который, по моим весьма приблизительным подсчётам, мог приносить сайту около 200-300 тысяч просмотров в неделю.

 

Почему это так важно?

Эта история наглядно демонстрирует, насколько правовая и судебная система во многих странах мира, включая Кыргызстан, отстаёт от реалий интернета.

Эта история показывает, что одного только отъёма сайта — неважно, справедливого отъёма или не очень — недостаточно.

Эта история доказывает, что страницы в социальных сетях стали для новостных изданий более важным имуществом, чем помещение, компьютеры или серверы.

Потому что даже в случае отъёма домена, помещения или серверов, совершенно ничто не мешает протестующей команде создать с нуля новый сайт и — в случае сохранения контроля над фэйсбук-страницей — переманить к себе львиную долю аудитории.

Это уже начало происходить с «Занозой» — как мне стало известно от уже ранее упомянутой Лены Черниковой, уже сейчас её ежедневная посещаемость составляет до 10 тысяч уникалов (мне пока негде перепроверить эти данные, так что насколько можно верить им, решайте сами).

Если эти данные верны, а нынешняя динамика роста посещаемости у «Занозы» сохранится, то к концу сентября она обгонит по посещаемости vb.kg (у последней сейчас посещаемость составляет около 20 тысяч уникалов в день и продолжает падать).

Как и в случае с «Вечёркой» и «Клоопом» и другими новостными сайтами, около 40 процентов переходов на «Занозу» составляют — правильно — переходы с «Фэйсбука».

Вы знали, что я это скажу, и я повторю — огромную роль здесь сыграла угнанная страница «Вечёрки».

26 августа команда vb.kg заявила, что вышла на работу в полном составе в последний раз.

 

Правильно ли поступила «Заноза»?

По крайней мере, «Заноза», скорее всего, никаких законов Кыргызской Республики не нарушила. Что не запрещено, то разрешено.

Потому что я уверен, что фэйсбук-страница не была упомянута ни в одном юридическом документе ЗАО «Издательский дом Вечерний Бишкек». Технически и юридически контроль над ней имели пользователи, которые являлись администраторами страницы, а их было всего двое, и оба, как я понимаю, во время судебного спора поддержали Маслову.

Лена Черникова — одна из них. Она решила не работать в «Занозе» после ухода из «Вечернего Бишкека», но помогла новому изданию в раскрутке в социальных сетях на первых порах.

Получается, что единственный документ, который вообще существует в природе относительно фэйсбук-страницы «Вечёрки» — это пользовательское соглашение, которое подписала Лена Черникова и другой администратор с «Фэйсбуком» (это те огромные массивы текста, которые никто не читает во время регистрации).

Лена перестала быть админом, и право управления страницей перешло другим пользователям, связанным с «Занозой», и именно они сейчас являются юридически владельцами страницы (только непонятно до конца, законами каких стран это вообще признаётся).

 

Как «Вечерний Бишкек» может вернуть себе контроль?

ЗАО «Издательский дом Вечерний Бишкек» может теоретически попробовать два способа восстановления контроля над фэйсбук-страницей.

Первый — судебное разбирательство. Единственный аргумент, которым «Вечерний Бишкек» сможет оперировать — это использование их зарегистрированной торговой марки людьми, которые не имеют на это прав.

Тем более, что у «Занозы» никак не получается переименовать страницу, потому что в «Фэйсбуке» можно переименовывать только малые страницы с менее чем 200 подписчиками. Поэтому «Заноза» продолжает завлекать на свой сайт людей, используя в «Фэйсбуке» имя «Вечерний Бишкек».

Но я не знаю, зарегистрирована ли торговая марка «Вечерний Бишкек» где-либо вообще.

А ещё, поскольку «Фэйсбук» принадлежит юридическому лицу, зарегистрированному в американском штате Калифорния, то и судебное разбирательство придётся, скорее всего, вести в калифорнийском суде.

Чёрт побери, это было бы крутым сюжетом для целого фильма — как Александр Рябушкин и «Вечерний Бишкек» судятся в Калифорнии с СММщиком «Занозы», а «Фэйсбук» выступает в качестве свидетеля. Но, я думаю, что вероятность такого развития событий равна примерно 0,0000000000000000000001%.

Второй способ «Вечёрки» отвоевать себе обратно свою фэйсбук-страницу — это написать жалобу модераторам «Фэйсбука». Этот метод мог бы быть гораздо более действенным, чем судебный процесс в Калифорнии, но и тут есть загвоздка.

Подобные споры в истории этой социальной сети, конечно, уже возникали не раз. Но не в каждой стране мира «Фэйсбук» решается на их разрешение.

Как правило, «Фэйсбук» принимает жалобы на владение страницей только в тех странах, где у корпорации есть юридически зарегистрированное представительство, которое сможет участвовать в возможных разбирательствах.

В Кыргызстане у пало-альтинской корпорации представительства нет.

В «Фэйсбуке» можно подать заявку на восстановление контроля над страницей. Но, если вашим местом проживания указан Кыргызстан, то вот какой текст вы увидите: «В настоящий момент этот вариант недоступен для вашего местонахождения».

А вот какой текст видят жители тех стран, где «Фэйсбук» юридически представлен:

К сожалению, мне пока не удалось уговорить кого-либо из зарубежных френдов попробовать ради эксперимента забрать у «Занозы» страницу «Вечернего Бишкека», поэтому я не знаю, что там за следующие шаги в этих действиях.

И остаётся под вопросом, захочет ли «Фэйсбук» рассматривать жалобу из Кыргызстана, даже если «Вечерний Бишкек» пойдёт на описанный мной трюк с привлечением какого-нибудь, допустим, американского юзера к подаче заявки.

«Вечерний Бишкек» похоже решил ничего по этому поводу не делать и уже открыл новую страницу, у которой пока довольно скромное число подписчиков — чуть больше 1400.

Поэтому, я думаю, одна из самых ценных бывших единиц имущества редакции vb.kg — фэйсбук-страница с почти 50 тысячами подписчиков — так и останется во владении Дины Масловой и её команды.