Участие в долевом строительстве — один из выгодных способов приобретения квартиры — оборачивается для некоторых дольщиков проблемами. Качество построенных домов вызывает вопросы о том, как они были сданы в эксплуатацию при наличии дефектов.
Наталья Шевченко живет в доме, находящемся в 7 микрорайоне Бишкека. Она возглавляет товарищество собственников жилья (ТСЖ) с 2011 года — с тех пор она неоднократно сталкивалась с дефектами, допущенными при строительстве этого дома.
«В 2009 году началось строительство дома, в 2011 году был подписан акт приемки этого дома. И с этого момента начались наши проблемы», — говорит она.
Шевченко показывает корреспондентам Kloop.kg трещины на стене дома, которые образовались за пять лет.
Одна из трещин проходит в квартире — под обоями на ощупь чувствуется неровная поверхность, вертикально идущая от самого потолка до пола.
«Эта трещина под обоями появилась три года назад. Хозяин квартиры меня вызвал. И вот она всё увеличивается и увеличивается», — сказала она.
Шевченко жалуется на запах выхлопного газа, который чувствуют жители нижних этажей, находящихся над парковкой. По её мнению, это происходит из-за того, что газы от автомобилей скапливаются и поднимаются на верхние этажи.
Эксперт в сфере строительства с 35-летним стажем Вадим Хван, которого корреспонденты Kloop.kg попросили оценить качество работ, сказал, что фундамент здания был залит с нарушением норм.
«Здесь видно, что фундамент заливался с нарушением технологии обработки швов. Здесь нарушена гидроизоляция, которая делается снаружи здания. Из-за этого идут сквозные протечки с улицы» , — сказал он.
Затем Шевченко показывает журналистам технический этаж — там построена жилая квартира, которая сейчас пустует.
«Квартира прямо на крыше, на техническом этаже. Хотя собственника квартиры, который купил это помещение, я предупреждала, что нельзя здесь ничего делать, ни без проекта, ни по проекту», — сказала Шевченко.
Председатель ТСЖ показывает рабочий проект этого дома, который был согласован и одобрен инспекцией — под ним стоят подпись и печать ответственного из департамента экспертиз от 2011 года. Согласно проекту, на парковке должна быть система вентиляции, а на техническом этаже не должно быть квартир.
Архитектор: «Проект подписывали третьи лица»
По информации общественного фонда «Наше право», который занимается защитой жилищных прав, нарушения при строительстве домов — частое явление.
Юрист фонда Болот Омуралиев говорит, что в случае отклонения от проекта проверяющая комиссия не должна была подписывать акт приема в эксплуатацию.
«В данном случае на лицо нарушение действующего законодательства членами комиссии», — сказал Омуралиев.
По словам юриста, застройщик не должен был продавать помещение технического этажа под жилую квартиру — доступ к этому помещению должны в равном доступе иметь жильцы дома.
Согласно статье 40 закона о градостроительстве и архитектуре, за объектами строительства должен быть авторский надзор со стороны архитектора.
В случае с этим домом архитектором по документам был Павел Стрельченко из мастерской «Аката». Однако он сказал в интервью Kloop.kg, что узнал о проектировании и строительстве этого дома только после завершения работ.
«В процессах проектирования и строительства я не участвовал. Проект подписали третьи лица. Мне неизвестно, кто это сделал. Та фирма — проектировщик, которая взялась за проектирование этого жилого дома — мне неизвестна», — сказал он.
Детская площадка на крыше пристройки
Другой пример дефектов при строительстве — 12-этажный дом по Логвиненко 32, который был сдан в эксплуатацию в конце 2014 года застройщиком «Гранд Хауз». Жильцы Лидия Иванова и Наталья Филенко осмотрели вместе с корреспондентам Kloop.kg этот дом.
Экскурсия началась с крыши — на деревянных опорах крыши видны трещины, на самой крыше видны большие швы, из которых идет течь, и вода попадает на чердак.
Жильцы недовольны качеством строительства детской площадки, которая находится на крыше одной из пристроек на уровне второго этажа. Большие ступени на лестнице, ведущие к площадке — еще один повод для недовольства жильцов дома.
«Это у нас лестница-экстрим. Это заход на детскую площадку, “безопасный” для детей от годика и до 12 лет», — иронизирует Филименко.
При этом, согласно проекту, вода с крыши должна стекать по трубе на детскую площадку.
«Вот этот водосток – посмотрите, там дырка какая. Ребенок провалится. А должна быть решетка или крышка», — говорит жительница дома.
Зимой на крыше образуются сосульки, которые свисают над детской площадкой — это тоже вызывает недовольство жителей.
«Из-за того, что крыша неправильно сделана, у нас тут сосульки. У нас тут дети бегают, а сосульки — это смерть», — говорит Филименко.
Проблемы с отоплением
Первоначально этот дом проектировался как девятиэтажный, но в процессе строительства было принято решение увеличить количество этажей до 12.
В возведении этого здания участвовали две разные строительные компании, что отразилось на самом доме — на лестнице между пятым и шестым этажом в доме виден выступ, выше которого стены уже более тонкие.
С момента сдачи дома в эксплуатацию прошло не более двух лет, но, по словам жильцов, в отопительный сезон в квартирах постоянно холодно. По их мнению, причина — в неправильном подключении здания к теплосетям.
В подвале дома на входящей трубе теплосетей термометр показывает 62 градуса тепла, вместо необходимых, как минимум, 70.
Первоначальный подрядчик строительства здания Василий Харьковский сказал, что изначально дом должны были подключить к теплосети, находящейся на пересечении Логвиненко и Фрунзе, а не к локальной.
«Теплосеть первоначально планировалась от улицы Фрунзе. Она стоила 7 миллионов – мы просчитывали. […] Мы не знаем, [как они подключили к теплосети]. Мы вообще не знаем, как они сдали этот объект», — сказал он.
«За всем не усмотреть»
Архитектор этого дома Владимир Кадола сказал, что не знает, почему подключение к теплосети было произведено не по проекту. Он добавил, что застройщик сам решал этот вопрос, без его участия.
«Об этом я не знал, это решал сам застройщик, без нашего согласования. Мы за всем не можем усмотреть», — сказал он.
Более трех недель велись телефонные переговоры с просьбой об интервью с застройщиками домов в 7 микрорайоне и по улице Логвиненко 32 — компаниями «Ата-Строй» и «Гранд Хауз». Но несмотря на предварительное согласие, обещанная встреча так и не состоялась.
Государственные надзорные органы заняли выжидательную позицию. Инспектор госэкотехиспекции Шараф Ачильдиев, принимавший в эксплуатацию объект по адресу Логвиненко 32, сказал, что на момент сдачи дом соответствовал проекту.
«Есть заключение рабочей комиссии. Если сейчас есть нарушения – это в процессе заселения. По 7 микрорайону мы участия не принимали, принимал Госстрой», — сказал он.
Глава фонда «Наше право» Калича Умуралиева говорит, что случаи нарушения не единичные.
«Дольщики сейчас массово обращаются в наш фонд за защитой. Кто виноват — заказчики, подрядчики, авторы проектов и экотехинспекторы – те, кто принимает дом. Жителям сейчас надо обращаться в суд за защитой своих нарушенных прав, в соответствии с законодательством», — говорит она.
Жильцы домов в 7 микрорайоне и по улице Логвиненко уже подали заявления в государственные органы, по итогам которых Гостехинспекция начала внутреннее расследование.