«Гравитация» L’One: Выше только космос

1 min read

Русский хип-хоп-артист L’One записал свой третий студийный альбом «Гравитацию». Редактор Kloop.kg Азамат Омуралиев рассказывает о том, как этот диск перепридумал русский рэп с нуля.

Отмотаем время назад. Осень 2015-го. Произнесите имя L’One в одном предложении с The Weeknd или Канье Уэстом или Янг Тэгом — и собеседник, скорее всего, сморщит нос. Максимум, скажет, что под «Все танцуют локтями» можно потанцевать в два ночи.

А тем временем этот самый L’One, он же Леван Горозия, сидит и смотрит, как растет счетчик лайков под оммажем дрэйковскому мини-фильму Jungle. Тогда, в конце сентября, он поделился короткометражкой, в которой разъезжает по ночной Москве на блестящем классическом «Линкольне», а потом пересаживается на белоснежный «Рэйндж Ровер».

Сидит себе Леван в машине, камера показывает капот и кузов с симпатичных ракурсов, а фоном играет мини-альбом «Автолюбитель». L’One, который ассоциировался до этого с блэкстаровским пафосом, украденными битами и спортивной мотивацией, записал неприметный диск, не направленный на мэйнстрим.

На «Автолюбителе» он, во-первых, не распинался о собственном забитом распорядке дня, и, во-вторых, добавил к главенствующим драм-машинам акустический звук. И не какой-либо, а гремучий коктейль из джаза и блюза.

Никакого новаторства: односложный каркас из партии на басу и шепот барабанов, старомодный синтезатор бренчит мелодию. Но сам жест до ужаса красноречивый: мол, смотрите, а я и так умею.

Осень 2016. Ровно год спустя, тоже в сентябре, выходит завершающий альбом его трилогии о космосе «Гравитация».

Смотрите, расклад такой: его первые два диска, «Спутник» и «Одинокая вселенная» — безынтересные, чисто механические работы, направленные на удовлетворение и накрутку аудитории. Его мини-альбом «Автолюбитель», ознаменовавший собой важный переход в карьере Левана — чистый и незамеченный эксперимент, которым он прощупал почву.

«Гравитация» же — всё и сразу. И лучший альбом в карьере L’One, и главный диск русского рэпа в 2016 году. Веха, которая придумывает для русского рэпа собственную идентичность — и этого подвига меньше всего, наверно, стоило ожидать от Левана.

L’One, во-первых, берет элементы из «Автолюбителя» — микс акустики с электронными битами, менее пафосную риторику и желание изменить свой портрет — и закручивает их в современную русскую эстраду.

Раньше — например, на «Одинокой вселенной» — Леван пытался угодить «интеллигенции» и хипстерам, вставляя тонкие отсылки на «Прослушку» или американскую баскетбольную культуру, но срабатывало это с переменным успехом. Теперь же он замахивается на эту аудиторию через звук. Влияние западного хип-хопа из его битов никуда не делось, но оно вобрало в себя эклектику и больше не звучит односложно.

Леван активно задействует классические струнные партии, отсылая на новый барокко-поп Тимберлэйка или даже Оуэна Паллета, всё так же следует синтезу читки и мягких битов Дрэйка и открывает для себя тематику Фьючера — и впервые в своей карьере начинает звучать оригинально. Теперь его музыка больше не является слепой калькой, допустим, ‘Light It Up’. Это теперь тяжеловесная конструкция, которая старается звучать органично.

Во-вторых, не менее важно то, что L’One теперь читает. Из его текстов еще не совсем ушли плохо между собой вяжущиеся куплеты о богемном лайфстайле и пацанской жизни. Однако теперь он ставит гораздо больший акцент на личные темы — на «Этим утром» он говорит о жене, на «Черемухе» говорит о детстве, и магистральной темой рассуждает о родине.

В строчках на «Гравитации», то тут, то там, то в интонациях Леван выворачивает наизнанку портрет патриота и вопрошает, «мама, где моя родина?» Серьезность его намерений чувствуется на уровне полутонов: частые строчки о собственном доме, городе и стране мелькают не просто так. Они четко выделяются среди остальных речитативов, стоят особняком и предвосхищают главный сюрприз диска.

Главная находка на альбоме и третья причина, почему «Гравитация» достойна внимания – короткие стихи, которые декламирует Жасмин (нет, не та самая Жасмин). Её лаконичные отрывки на «Дороге» и «Марсианине» придают трекам осязаемый колорит, который переносит тематику о космосе от ассоциаций с NASA и SpaceX к советской атмосфере и девической невинности. Жасмин в эти моменты не поет, а напоминает о школьных (в лучшем смысле этого слова) уроках литературы и вместо лиц Илона Маска и Мэтта Дэймона вызывает в уме силуэты Гагарина и Терешковой.

Этот прием — фундаментальное открытие и, возможно, первый в карьере Левана шаг к созданию собственной идентичности. У Чэнса и Ламара в треках звучат церковные хоры и госпел, которые четко обозначают территорию их творчества. L’One придумал свой эквивалент — его стихи звучат свежо не только в контексте русского рэпа, но и хип-хопа вообще.

Обложка альбома «Гравитация»

«Гравитация» — конец трилогии. Леван преодолел земное притяжение, обогнул Луну и попал на Марс. Поразмышлял о том и этом. Записал дюжину хитов. Пригласил Елку и Басту. Придумал новый и нестыдный стандарт. Но вернула его не физика, не гравитация, которая сдерживает нас от полета. Вернула его родина, и сделала она это без никакого пафоса.

Источник заглавного фото: GQ

Азамат Омуралиев

Редактор спецрепортажей, бывший редактор культуры. В основном пишу в своем Facebook, подписывайтесь.

Leave a Comment
Share
Опубликовано
Азамат Омуралиев

Recent Posts

«Простите, снова переходим на онлайн». Мэрия Бишкека отправляет на дистанционку школы и детсады из-за коронавируса

Ранее утром на брифинге замглавы минздравсоцразвития Улук-Бек Бектурганов озвучил данные о том, что Бишкек признали…

06 апреля 2021

🧭 🇰🇬 Кыргызский политический компас от «Клоопа». Найди ближайшую по взглядам партию на выборах в свой горкенеш

Пойдёте голосовать на выборах в горкенеш своего города 11 апреля? Даже если вы ещё не…

06 апреля 2021

Жалоба Карасартовой. ЦИК указала телеканалам, что надо дать эфирное время и противникам новой Конституции

Центризбирком на заседании 6 апреля вынес решение напомнить КТРК о необходимости обеспечить разносторонние позиции в…

06 апреля 2021

Бишкекский горсуд оставил активиста Тилекмата Кудайбергенова под стражей до 15 апреля

Бишкекский городской суд 6 апреля оставил в силе меру пресечения Тилекмату Кудайбергенову (в фейсбуке зарегистрирован как…

06 апреля 2021

Много работы без зарплаты. Какие вопросы решают депутаты местных кенешей и почему важно их выбирать?

Если вы думаете, что местные кенеши ни на что не влияют, то вы ошибаетесь. У…

06 апреля 2021

«Он обостряет отношения». Депутат Кыдыралиев призвал МИД Кыргызстана отреагировать на заявления таджикского экс-дипломата об анклаве Ворух

Депутат Умбеталы Кыдыралиев призвал Министерство иностранных дел Кыргызстана отреагировать на заявление экс-главы МИД Таджикистана Хамрохона…

06 апреля 2021