cabar.asia
Узбекистан:
традиции как основа бизнеса
Узбекская вышивка всегда была одной из немногих форм искусства, где женщины могли проявлять креативность и создавать свой собственный нарратив. Девочкам с юных лет готовили целый набор из вышивки для приданного. Но сегодня узбекская вышивка переосмысляется: бытовое ремесло переросло в женское предпринимательство, изделия создаются не для невест, а для туристов, узоры подстраиваются под запросы современного покупателя.

Зарина Атаева. Фото из личного архива
22-летняя Зарина Атаева - потомственная ремесленница, которая делает удивительные вещи с помощью крючка, иглы и нитей.

«Узбекской каште (вышивке – прим. авт.) нас с сестрой Вазирой обучили бабушка и мама, - говорит Зарина. - Занимаемся этим с тех пор, как мы себя помним. Вазира уже в 19 лет участвовала на различных конкурсах и выставках и трудоустроила около 30 сверстниц».

Она рассказывает, что есть два вида вышивки: крючковая - более аккуратная, мелкая работа - и иголочная - крупная, менее аккуратная. Сестры Атаевы вышивают на чистом шелке, адрасе (50% шелка и 50% хлопка) и хлопке. А вышитые панно-сюзане, покрывала, наволочки, дастарханы, занавески, платья, кошельки и другие предметы интерьера и одежды продают в своем магазине.
«Одна мастерица шьет одно сюзане примерно месяц, если подключатся еще двое - то можно справиться за 15-20 дней. Сюзане из шелка стоит около 600 долларов, а вышитое панно из вискозных нитей с основой из адраса - примерно 200-280 долларов. Вышивка из шелка с основой из адраса - 300-400 долларов».
- Зарина Атаева, ремесленница
История национальных узоров, складывалась веками, и каждый регион имел свои отличия в технике выполнения, цветовой гамме и форме, считает специалист по историческим костюмам из Ташкента Малика Кузиева. При этом сейчас уже невозможно обозначить дату возникновения узбекских национальных узоров.

«Национальные узоры брали своё начало с примитивных зооморфных и растительных графических узоров, перенятых от природы. Например, солнце, гранат (круги), волнообразные линии (вода, растения), рога животных, бутоны цветов. Позже эти узоры начали эволюционировать, совершенствоваться и дополняться», - поясняет она.

Национальные узоры непосредственно взаимосвязаны с традициями и обычаями.
«Это исторические и культурные особенности жизни и быта народов. К примеру, изображение граната символизирует плодородие и долголетие. Перец – оберег от сглаза, а рога - символ мужества».
- Зухра Досметова, кандидат архитектурных наук Национального Института художеств и дизайна им. К.Бехзода

Гульмира Исламова. Фото из личного архива
Основные мотивы Нуратинской вышивки - это цветок граната, плод миндаля и перец. Несмотря на свои скромные размеры, городок Нурата в пустынях Кызылкума играет важную роль в мире узбекской вышивки.

По словам 38-летняя предпринимательницы и обладательницы государственной награды «Шухрат» Гульмиры Исламовой, 30-40 лет назад религиозный комлекс «Чашма» и одноименный родник(в прошлом один из самых значительных водных объектов Центральной Азии, имеющий доарабскую историю – прим. авт.) были одними из самых посещаемых мест в регионе.Тогда же внимание туристов привлекли местные вышивальщицы и слава нуратинской вышивки распространилась за пределы Узбекистана.
Но средств коммуникации с Нуратинскими ремесленницами тогда не было (даже сейчас интернет в Нурате работает медленно), поэтому иностранцы стали запрашивать вышивку в Ташкенте и Самарканде. Купцы узнали, что в таком крошечном городке есть большая школа вышивки и они вышли на маму Гульмиры Исламовой.
«Мама отказалась продавать старые сюзане, которые достались ей в наследство от моих бабушки и прабабушки,так как в Нурате и так не осталось древних экземпляров местной вышивки, они сейчас находятся в зарубежных музеях. Но мама предложила торговцам сшить новые. Сроки были сжатые, поэтому она позвала на помощь всех женщин махалли и таким образом нуратинские ремесленницы начали получать заказы».
- Гульмира Исламова, предпринимательница
Ремесленницы Нураты. Фото предоставлено Гульмирой Исламовой
Сегодня Гульмира одна из первых бизнесвумен Нураты. Она не только запустила производство вышивки в больших масштабах, насколько это возможно для ручных работ, но и, выиграв в местном конкурсе стартапов 50 миллионов сумов (5 тысяч долларов), начала экспортировать продукцию.

«Особенность нашего бизнеса в том, в это дело вовлечены все члены нашей семьи, даже мужчины. Я руковожу всеми этапами производства, занимаюсь маркетингом и продажами через наш сайт suzanishop.uz. Мой брат Шерали - художник, он рисует узоры на тканях и работает в коллаборации с другими дизайнерами. Сестра шьет и обучает других девочек, а брат Нурали занимается окрашиванием шелковых и производством вискозных нитей. Мы трудоустроили женщин из малообеспеченных семей и создаем от 100 до 200 изделий в месяц», - говорит Гульмира.
В отличие от Бухары и Самарканда, туристов в Нурате мало, поэтому девушка активно продвигает изделия под брендом Suzani by Gulmira в интернете. Основные ее покупатели из Румынии, Катара, Турции, Швейцарии, Гонконга и Эмиратов.

По словам предпринимательницы, необходимо упростить процедуры экспорта для сохранения художественных промыслов Узбекистана. Трудности экспорта узбекской вышивки состоят в требовании прикладывать к посылке большой пакет документов для таможенного контроля: декларации, фотографии каждой продукции, сертификаты из Министерства культуры, платежи, что подразумевает существенные издержки для предпринимателя.

Авторы:
Луиза Атабаева

Элина Бекназарова
Редакторы:
Наталья Ли
Лола Олимова

Верстка:
Наталья Ли

© 2023