Редакция Kloop.kg продолжает публиковать интервью с людьми, которые стали свидетелями важных исторических событий в Кыргызстане. Трое кыргызстанцев рассказали о том, как во второй половине 1980-х велась борьба с алкоголем.
Kloop.kg публикует рассказ с их слов:
Умсунай Курманбаева, в то время работала акушером Кара-Сууйской районной больницы:
«Внесение этого закона было плохой идеей, но народ не страдал из-за того, что водка не продавалась.
Люди быстро научились делать самодельную водку, точнее самогон.
В те годы все продавали водку дома, то есть готовили дома самогон, как могли, и продавали.
Число подпольных заготовщиков сильно увеличилось. Но они делали не очень хороший самогон, поэтому люди травились водкой и умирали.
Был случай, когда служащие райисполкома поехали на целебные источники Жылуу-Суу и напились самогона — один из них умер из-за этого.
Было много отравлений среди людей. Если бы не было закона, люди не стали бы делать самодельную водку.
Власти боролись с самодельным самогоном, иногда кого-то ловили.
Потом милиция увеличила штрафы за самодельный самогон. А уже в 1988 году приготовление самогона резко остановились.
Я не помню детали, но я знаю, что возле клуба были корпусы под названием «Карпинка» и там жили все изготовители самогона.
Помню, как говорили, что отобрали машины, которые изготовляли самогон, а затем штрафами завалили тех, кто готовил его.
Здешние люди кроме самогона пили зимой бозо, а летом айран — это не спиртные напитки.
После усиленных штрафов заготовка самогона прекратилась. Через несколько лет водка начала выходить в магазин».
Каныбек Эшматов, директор школы имени Токтогула в селе Куршаб:
«До 1985 года никто вообще не работал, начиная с высших органов, потому что они учили своих рабочих пить водку, и конечно, все приходили, отмечались, но не работали.
Я помню, как мне давали зарплату водкой. Если моя зарплата составляла 100 рублей, то мне все 100 выплачивали водкой, и ни хлеба, ни еды не давали.
После принятия этого закона, все виноградные сады начали уничтожать, чтобы никто не делал вино. Были виноградные совхозы, но их всех закрыли.
Но водку не совсем запретили. С 11 утра до 7 вечера продавали вино и водку, но были люди, которые не могли жить без водки. Они потихоньку уходили с работы и стояли в очередях за водкой и вином.
После этого изготовление самогона увеличилось. А люди, простоявшие в очередях, и не взявшие водку, покупали самогон, плюс он был дешевле.
Но покупали не только те, которые не купили водку, но и те, которые купили. Все они ближе к вечеру приходили к частным лицам.
Самогон готовили из яблока и пшеницы. У них были свои аппараты.
Из-за того, что самогон готовили неправильно и в домашних условиях, многие люди умирали. Многие из умерших были людьми очень привязанными к водке».
Аман Момунов, директор совхоза в Куршабе:
«В действительности это был не очень хороший закон. Оказалось, что 60-70 процентов бюджета СССР дают спиртные напитки, и закон повлиял на экономику страны.
Они закрыли виноградные совхозы и заводы.
Они попытались насильно отторгнуть людей от спиртного, но у них это не получилось и у СССР ослабла экономика. После этого виноградные плантации восстановили и все начало работать как прежде.
Они не смогли утихомирить пьющих, люди начали покупать самогон у подпольных предпринимателей. Очень много самогонщиков было.
В Бишкеке был уголок, там многие покупали самогон. В ресторанах и в кафе запретили водку, но очень много таких подпольных мест открылось.
Во времена сухого закона люди, особенно высоких должностей, когда приглашали гостей, покупали подпольную водку, а многие уже до этого на весь дом водку закупали.
Многие люди хранили до этого водку по 15 лет и пили в те времена. Когда мы ходили на вечера, там была старая водка. На них были старые, уже пожелтевшие, этикетки, и все шутили, что это 15-летняя водка.
Тогда через каждый дом были самогонщики.
Самогон делали из сахара, редиски и вина, из этого получался 40% самогон.
Вино готовили в бочках. В Куршабе очень много было таких заготовщиков. В основном делали из редиски и сливы, потому что в Куршабе много слив.
Многих таких самогонщиков отчисляли из партии и наказывали. Если даже кто-то просто проводил той [праздник] с водкой, его тоже отчисляли из партии. Отчисляли также и тех людей, которые проводили поминки родным с водкой.
Когда самогонщиков ловила милиция, они отбирали у них аппараты и устраивали народное собрание, на котором показывали изъятое оборудование. Многие обанкротились из-за того, что их поймали».
Если Вы застали сухой закон, поделитесь своими воспоминаниями, используя форму ниже.
Редактор: Шахида Дюшеева