А вы знали, что каждому военнослужащему полагается литр пива в день, что электроэнергия в Центре транзитных перевозок вырабатывается из дизельного топлива, и что чаще всего американские солдаты, возвращающиеся из Афганистана, пытаются привезти оттуда домой ножи?
Офицеры Центра транзитных перевозок (ЦТП) в международном аэропорту «Манас» затрудняются назвать площадь базы, однако, она достаточно велика, чтобы по ней ходил рейсовый автобус.
База напоминает небольшой американский городок с магазинами, кафе, спортклубами и железными общежитиями, в которых нет окон, чтобы было легче регулировать температуру. Попасть в казарму рядовых солдат кыргызским журналистам не позволили, объяснив, что часть людей работает ночью и днем отсыпается.
Но подполковник Макс Диспейн пригласила нас, любопытных, в свою комнату — её звание позволяет ей жить в отдельной спальне со шкафом, рабочим столом и компьютером. В общежитиях и местах отдыха солдат всегда есть вай-фай.Проезжая мимо бара со столами для бильярда и настольного тенниса, журналисты заметили военных с бутылочками пива в руках.
Помня о том, что кыргызские законы запрещают людям в погонах употреблять алкоголь, мы с непониманием посмотрели на Диспейн, которая отвечает за связи с общественностью — она объяснила, что солдаты могут выпивать по литру пива, два стакана вина или коктейля ежедневно (это небесплатно).
На базе действуют четыре столовые, работающие круглосуточно. Большую часть еды ЦТП привозит из Штатов, но овощи и воду старается закупать в Кыргызстане. Рацион североамериканский — бургеры, фасоль, мексиканские тако. Увидев поднос с припущенной зеленью, я обратилась к кыргызстанцу на раздаче:— Это шпинат?
— Да нет, газон, — шутит местный сотрудник. — Наложить?
Солдатам ежедневно полагается по две шоколадки и два напитка вроде «Колы», фрукты, мороженое, десятки соусов. Соусы, откровенно говоря, необходимы — большая часть еды показалась корреспонденту Kloop.kg безвкусной и без «Табаско» несъедобной. «А в Канте макароны по-флотски», — стали шутить журналисты во время обеда.
Американские солдаты атлетичны — на базе действует хорошо оборудованный фитнес-центр, где военные, надевая на шею 13-килограммовую металлическую цепь, без труда подтягиваются на сильных татуированных руках.
Солдаты на базе играют в излюбленные на своей родине игры — бейсбол и баскетбол.
Около 20 процентов служащих — это женщины, которым не делают никаких поблажек. Девушки бегают, занимаются в фитнес-клубах, носят тяжелое оружие наравне с мужчинами. Но и зарплаты с рангами получают не ниже.
Энергия из топливаЦТП не зависит от кыргызских распредкомпаний — вся электроэнергия на базе вырабатывается генераторами из дизельного топлива.
Ежегодно авиабаза тратит 450 миллионов долларов на топливо, большая часть которого поставляется из России.
Но вот водопровод, например, в ЦТП обычный, и поэтому на базе порой случаются перебои.Солдаты не пьют воду из-под крана, потому что она там специальная, как объясняют, убивающая микробов.
Ножи из Афганистана
Ежедневно через ЦТП возвращаются или, наоборот, направляются в Афганистан от одной до двух тысяч военных из США и еще 25 стран мира — максимальное время, которое они проводят на базе, составляет 72 часа.
Они ночуют в палатках на 30—40 человек, куда журналистов не пустили. Единственное, что подполковник Диспейн сказала о палатках — там безумно холодно в зиму.
Американские солдаты досматриваются родной таможней, которая может изъять запрещенные предметы — чаще всего это что-нибудь вроде двух бутылок жидкости, например, шампуня или стероиды.
Но служащая таможни Сандра Талавера рассказала, что военные, возвращающиеся из Афгана, иногда пытаются провезти с собой ножи и кинжалы из горячей точки, считая их сувенирами. Таможенники изымают их как холодное оружие.
На таможне журналисты встретили солдата из Флориды, который оказался выходцем из Украины Андреем Матросовым. С интересной смесью английско-украинского акцента он рассказал, что служит в армии уже 12 лет и получает 6 тысяч долларов в месяц, что в США считается зарплатой, выше средней.
В зоне таможни за оградкой помещен обломок из нью-йоркского Всемирного торгового центра, который напоминает солдатам о терактах 11 сентября 2001 года, после которых США начали кампанию в Афганистане.
Немного цифр
ЦТП занимается воздушной дозаправкой самолетов в небе над Афганом, переброской персонала и грузов, а также гуманитарной помощью.
Военные находятся на базе по полгода, пилоты — 60 дней, начальство должно отслужить в Кыргызстане год.
Офицеры не стали сообщать журналистам точные цифры, но сказали, что всего на базе примерно 10—15 заправочных самолетов и от 2 до 10 грузовых — коммерческих и военных. При этом самое новое судно было сооружено в 1963 году, а самому старому уже 56 лет.
Персонал базы — четыре тысячи человек. Из низ постоянный состав военнослужащих — 1,4 тысячи. На базе трудится 700 кыргызстанцев — журналисты заметили их не только на кухне, но и в менеджменте. 300 невоенных специалистов в ЦТП — американцы.
За 2013 год база выплатила кыргызскому правительству 45 миллионов долларов США, аэропорту «Манас» — 12 миллионов, на гумпомощь потрачен 191 миллион.
По подсчетам ЦТП, общая сумма вклада в экономику Кыргызстана за 2012 год составила 142 миллиона долларов.
Командующий ЦТП полковник Кори Мартин не стал говорить журналистам, какие именно грузы перебрасываются через базу, но в очередной раз опроверг слухи о накротрафике из Афганистана.
Мартин затруднился с ответом о том, что останется Кыргызстану от базы и сколько времени потребуется на то, чтобы вывести ее в 2014 году, когда истекут сроки соглашения.
На фото не грузовой С-17, а, судя по всему, топливозаправщик КС-135
Блин, честно говоря, могла перепутать. Назовем фото иллюстративным)
да явно не C-17, который пошире… а у этого видно заправочную штангу — значит это KC-135
Нашим силовикам как до луны
Не дочитал, не интересно написано. Заказ