Государственный правозащитник Бактыбек Аманбаев раскритиковал принятие законопроекта об ответственности за ложное сообщение о преступлении. Документ был подписан в середине мая президентом.

Аманбаев считает, что закон противоречит конституционным правам граждан на свободное выражение своего мнения — такое заявление он сделал во время встречи с послом Великобритании в Кыргызстане.

«Ряд правозащитных организации республики выразили несогласие с этими поправками и обжаловали законопроект в Конституционной палате Верховного суда. Так что надежда на то, что принципы свободы слова у нас будут соблюдаться без всяких оговорок и купюр, остаются», — сказал Аманбаев.

Депутат Эристина Кочкарова, одна из создателей закона, сказала в интервью Kloop.kg, что поправки в Уголовный кодекс не направлены против представителей средств массовой информации.

«Он направлен не против СМИ, а направлен против тех недобросовестных источников, которые делают заведо ложные сообщения. Ответственность будет нести не средство массовой информации, а источник», — сказала она.

По словам народной избранницы, закон разграничивает понятия «клевета» и «обвинение в совершении преступления».

«Если кого-то назвать глупцом, он может обратиться в суд за защитой его чести и достоинства в правовом порядке — это вот клевета. А преступление — это совсем другое, потому что это общественно-опасное действие, которое посягает на общество или право личности», — сказала Кочкарова.

«Не нарушает норм Конституции»

Законопроект об отвественности за ложное сообщение о преступлении был подписан 17 мая президентом Алмазбеком Атамбаевым. Документ предполагает введение уголовной ответственности за распространение заведомо ложной информации о совершении преступлений.

Поправки внесены в статью 329 Уголовного кодекса Кыргызстана, которая раньше именовалась как «Ложный донос».

Согласно новой редакции, виновный в распространении заведомо ложной информации о совершении преступления будет наказываться штрафом в размере от пятисот до двух тысяч расчетных показателей или лишением свободы сроком от одного года до пяти лет.

Парламент, представивший законопроект, посчитал, что распространение информации о совершении уголовно-наказуемого преступления влечет за собой более серьезные последствия, нежели распространение информации, порочащей честь и достоинство личности.

Пресс-служба президента в своём сообщении отметила, что законопроект не нарушает норм Конституции, так как он принят с учетом опыта других государств, а «внесенные поправки не ограничивают свободу слова и не устанавливают уголовную ответственность за распространение информации, порочащей или унижающей честь и достоинство личности».

Критика закона

На стадии разработки документ вызывал неоднозначную реакцию со стороны как правозащитников, так и властей.

Впервые об изменениях в законе о ложном доносе заговорила депутат от Социал-демократической партии Кыргызстана Галина Скрипкина еще осенью 2013 года.

Однако в ноябре того же года фракция отозвала законопроект из-за активной критики документа со стороны средств массовой информации и ряда общественных организаций.

Тогда лидер фракции СДПК Чыныбай Турсунбеков заявлял о важности сохранения свободы слова в республике, поясняя отказ от идеи.

Подписанный Атамбаевым законопроект накануне подвергся жесткой критике со стороны международной правозащитной организации «Фридом Хауз».

Директор ее представительства в Кыргызстане Аскат Дукенбаев ранее заявил, что введение уголовной ответственности за ложные сообщения в средствах массовой информации приведут к росту самоцензуры и цензуры среди журналистов.

«Кроме того, закон нанесет удар по развитию СМИ в Кыргызстане. Мы выражаем обеспокоенность по этому поводу, законопроект может негативно повлиять на свободу слова в Кыргызстане. Наша организация присоединяется к мнению зарубежных экспертов и призывает Алмазбека Атамбаева наложить вето на закон», — заявил Дукенбаев 2 мая на пресс-конференции в Бишкеке.