По итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета в Москве лидеры государств-членов ЕАЭС приняли решение об окончательном вступлении в союз Киргизии.

Оригинал опубликован на сайте «Немецкой волны». Автор: Александр Токмаков.

До последнего было неясно, будет ли на заседании Высшего Евразийского экономического совета 8 мая 2015 принято окончательное решение по присоединению Киргизии к ЕАЭС, куда входят Россия, Беларусь, Казахстан и с недавних пор Армения.

Ранее киргизский премьер-министр Темир Сариев заявлял, что вхождение страны в ЕАЭС может быть отложено из-за имеющихся разногласий по двум вопросам — Бишкек настаивал на льготах по таможенным пошлинам при реализации инфраструктурных проектов в рамках соглашения с Китаем, а также на исключении аудита системы проверок ветеринарного контроля.

Но в конечно счете, судя по всему, спорные моменты сторонам удалось уладить. По итогам встречи лидеров стран-участниц ЕАЭС было заявлено о вступлении в союз Киргизии.

«Уже приняты решения — надеюсь, после ратификации все это вступит в силу — по присоединению Киргизии в полномасштабном формате», — заявил президент России Владимир Путин.

На официальном сайте Кремля опубликован список подписанных документов, среди которых финальные протокола по Киргизии и решения об отмене таможенного контроля, а также ветеринарно-санитарного и карантинного фитосанитарного контроля на киргизско-казахстанском участке границы.

Границы откроются позже

Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев отметил, что республика к членству в ЕАЭС готова.

«Много сил и ресурсов было направлено на оснащение таможенных постов, пунктов пропуска и лабораторий необходимым оборудованием, которое соответствует стандартам Евразийской экономической комиссии», — цитирует слова Атамбаева пресс-служба киргизского президента.

Однако пока говорить о фактическом вступлении Киргизии в ЕАЭС еще нельзя. Первоначально киргизские власти рассчитывали, что к 8 мая будут подписаны не только последние протокола, но и завершатся все ратификационные процедуры, чтобы уже с 9-го мая открылась киргизско-казахстанская граница. Теперь этот срок сдвигается, так как к ратификации страны-участницы приступят уже после праздников.

Успеть до 9 мая

Заявить же об окончательном присоединении Киргизии к ЕАЭС именно в канун Дня Победы было очень важно больше из геополитических соображений, считает известный в Киргизии предприниматель и общественный деятель, бывший глава Министерства экономического регулирования Эмиль Уметалиев.

«Я очень сожалею, что сегодня доминирующие в этом региональном пространстве политические силы пытаются использовать праздник 9 мая для демонстрации своей мощи», — сказал Уметалиев в интервью DW.

По его мнению, вступление Киргизии в ЕАЭС можно приравнять к утрате независимости. «Это потеря суверенитета, и с каждым днем это становится все более очевидно. Доминирующей страной будет, конечно, Россия», — говорит Уметалиев.

«Под словом союз подразумевается изоляция от всего остального мира…»

Второй серьезной проблемой он называет значительное повышение таможенных пошлин на импортные товары из третьих стран, которые возрастут в среднем примерно в два раза, что автоматически ведет к росту стоимости товаров, например, из Китая. «Для меня ясно, что под словом союз подразумевается изоляция от всего остального мира. Мы начинаем изолироваться от Китая и всех других стран», — отмечает бизнесмен.

Третьей угрозой Уметалиев называет откат от демократических принципов: «Мы попадаем в правовую среду, которая намного хуже нашей, и это будет убийственно для нашего гражданского общества и для нашего малого и среднего бизнеса».

Надежды и перспективы

Тем не менее, многие в Киргизии связывают большие надежды со вступлением страны в ЕАЭС. С нетерпением ждут этого киргизские трудовые мигранты, коих в России находится до одного миллиона. Для них значительно облегчается доступ на российский рынок труда, отпадает, в частности, необходимость покупать специальные патенты.

Членство в ЕАЭС даст Киргизии и другие возможности, уверена заведующая отделом экономики Института стран СНГ в Москве Аза Мигранян. Речь идет о перспективах развития производства в стране и увеличения экспорта в страны ЕАЭС.

«Для Киргизии это сельхозпроизводство, производство продуктов питания, швейная промышленность, металлургия. Также есть перспективы успешной реализации совместно с Россией инвестиционных проектов в сфере гидроэнергетики. То есть ЕАЭС дает много возможностей, но воспользуются ли ими власти Киргизии – это уже другой вопрос», — сказала Мигранян DW.

Пока же она вынуждена констатировать, что конкурентоспособность этой республики остается на очень низком уровне.

«Судя по ситуации в киргизской экономике, негативные тренды там не преодолены. Требуются очень серьезные преобразования, связанные с моделью экономического роста», — отмечает эксперт.

Риски и выгоды для других членов ЕАЭС

Что касается других стран-участниц ЕАЭС, то для них присоединение Бишкека связано и с некоторыми рисками. В первую очередь, это касается Казахстана, который непосредственно граничит с Киргизией. На киргизских рынках скопилось много завезенных ранее товаров, например, одежды из Китая. Все это с открытием границ может хлынуть в Казахстан.

«Проникновение товаров китайского производства и ряда других стран через Киргизию в Казахстан пока остается актуальным. Но я полагаю, что этот краткосрочный эффект будет достаточно быстро пройден», — сказала Мигранян.

Также она отмечает, что, несмотря на маленький рынок, страны ЕАЭС также могут получить дивиденды от присоединения Киргизии. «Это и доступ к минеральным ресурсам, например редкоземельным металлам, это и вопросы совместного использования гидроресурсов, что для Центральной Азии является краеугольным вопросом», — сказала эксперт Института стран СНГ.

Эмиль Уметалиев в свою очередь говорит, что для Казахстана присоединение Киргизии к ЕАЭС может оказаться выгодным при решении политических вопросов в рамках союза.

«Астана может использовать нас в качестве баланса против доминирующей российской позиции, которая сейчас становится для Казахстана не очень удобной. Мы же в свою очередь должны быть трезвыми и видеть, что и Казахстан и Беларусь сами ищут пути диверсифицировать свои рынки и уже даже ведут ограничительные войны»,- подчеркнул Уметалиев.