«Земля будущего»: время жить и время умирать

Джордж Клуни в главной роли в картине «Земля будущего» появился на экранах бишкекских кинотеатров. Кинокритик Азамат Омуралиев оценил новый фильм от режиссёра лучших диснеевских картин и увидел в нём доступное и адекватное алармистское послание.

Режиссёр Брэд Бёрд снял для студии Disney два упоительных, но совершенно разных мультфильма «Суперсемейка» и «Рататуй». В новой игровой картине Бёрда «Земля будущего» от первого — красочная и практически игрушечная динамика, а от второго — ощущение особенности и уникальности в рядовом главном герое.

В этой главной роли в «Земле будущего» — совершенно чудесный персонаж девочки-вундеркинда, борющейся за справедливость, но не выступающей в качестве надоедливой моралистки.

Сопровождает её Джордж Клуни, который исполняют скользкую роль седого инфантила, всю жизнь любившего невзрослеющую двенадцатилетнюю девочку-робота. Впрочем, со столь щекотливой ролью он гордо и немного лениво справляется, не оттеняя излишней харизмой трагичность происходящего.

Вообще, вот так с лёту ухватиться за основную сюжетную линию в «Земле будущего» довольно тяжело любому зрителю — а нацелен этот фильм на аудиторию самую широкую. Здесь соседствуют два мира, один — наш, а второй — футуристический и утопический. В нём нет никаких земных пороков, прогресс работает лишь во благо, политики истреблены, а коммерсанты пресечены.

Но для чего они сосуществуют и что между ними происходит практически до конца фильма остаётся не совсем понятным — если лишь не присматриваться к мелочам и намёкам, которые повсюду разбросаны по фильму (впрочем, как и реминисценции Азимову и Кларку).

Однако, когда замысел «Земли будущего» раскрывается, становятся очевидными его лучшие качества. Фильм может показаться пресным, наивным или агитационным, но всё дело в том, что он относится к редкому жанру утопии. Были «1984» Оруэлла, «О дивный новый мир» Хаксли и множество кинематографических аналогов, все из которых являлись антиутопиями. В них цель футуризма — а действия всех из этих произведений развивались в далёком и недалёком будущем — заключалась в предостережении. Авторы предупреждали своих современников о грядущих переменах и делали это со страхом в душе.

Tomorrowland-Concept-Art-1

«Земля будущего» — тоже абсолютно алармистский фильм, который заявляет своим зрителям, что наш с вами мир находится на грани вымирания, но всем на это наплевать. В Голливуде пачками снимаются блокбастеры-апокалипсисы, которые ежегодно собирают впечатляющие кассы и оставляют людей довольными этим зрелищем. Конец человечества за последние десятилетия романтизировали до невозможности, и это неправильно.

Бёрд в своей «Земле будущего» ясно даёт об этом понять и свою философию тесно связывает со всеми аспектами фильма. С одной стороны, в сюжете мелькает идея о позитивной и негативной энергетике, которая образуется настроением людей и влияет на судьбу планету. С другой стороны, в его картине нет и вообще быть не может никакого конца света. Это картина, в которой позитивом отдаёт всё: каждый из персонажей (даже главный злодей в роли Хью Лори), пейзажи и зарисовки, диалоги и отношения между героями.

Есть ли в этом наигранность или приторность? Нет. Кажется, вся съемочная группа искренне верила в то, что заявляется в «Земли будущего»: здесь нет ни одной фальшивой минуты или переигранной сцены (кроме, пожалуй, совершенно нелепого побоища в магазине комиксов).

Tomorrowland_(film)_61

Однако плачевные кассовые сборы «Земли будущего» — фильм не окупился и делать этого, кажется, не собирается — показывают, что что-то пошло не так. Впрочем, хочется верить, что за счет мерчандайза и рекламы аттракционов «Диснейлэнда» картина всё-таки покроет свои расходы, ведь её мысли потрясающе изящны и полезны, к ним действительно стоит прислушаться: жизнь прекрасна, но губят её лишь сами люди.

Так уж получилось, что «Земля будущего» — лучший фильм года на сегодняшний момент. «Безумный Макс» — это прекраснейший на свете, но всё же аттракцион, а «Дикая» Жан-Марка Валле предстаёт в слишком документалистском виде. Фильм Бёрда получился именно что фильмом, причём красивым, гармоничным и по-простому умным.

Автор: Азамат Омуралиев