Юристы Института Медиа Полиси заявили, что президент Атамбаев нарушил конституцию Кыргызстана, когда запретил журналистам вести прямую видеотрансляцию со своей пресс-конференции. Аппарат президента отказался от комментариев.

Общественный фонд Институт Медиа Полиси опубликовал заявление, где привел статьи из конституции о правах граждан на получение информации. Это последовало спустя несколько дней после того, как президент Алмазбек Атамбаев запретил вести прямую видеотрансляцию со своей пресс-конференции 1 августа.

Институт Медиа Полиси сослался на конституцию Кыргызстана, согласно которой люди имеют право «свободно искать, получать, хранить, использовать информацию и распространять её устно, письменно или иным способом».

Фонд также привёл восьмую статью закона о защите деятельности журналиста, согласно которой государство должно обеспечивать получение и распространение информации, а журналист имеет право производить записи, в том числе, с использованием технических средств.

Юристы также привели в пример журналистов, аккредитованных в Жогорку Кенеше, где они могут вести видеотрансляции заседаний.

Юрист Нурбек Токтакунов считает, что любой запрет [в данном случае прямой трансляции] должен иметь обоснование.

«Какой-либо угрозы от этой видеотрансляции не было, если потом ОТРК транслировало. Поэтому я думаю, что этот запрет был неправомерен. Иногда какие-либо ограничения в распространении информации допустимы в государственных интересах, но без обоснования ограничивать нельзя», — сказал он в интервью Kloop.kg.

Юрист Динара Муканбаева считает, что запретом на прямую трансляцию пресс-конференции послужило неумение президента «делать публичные выступления».

«Это отчетливо ещё раз показывает и доказывает, что президент Атамбаев не умеет делать публичные выступления, контролировать свою речь, эмоции и часто переходит на личность и личные обиды. А запрет на прямую трансляцию — одним журналистам запрещено, другим разрешено — нарушает в который раз Конституцию КР и Закон о СМИ. Этим он показал свой авторитаризм и контроль над СМИ, что является неуважением основных принципов демократического построения общества и основного закона страны», — сказала она.

Эксперт аппарата президента Алия Суранова отказалась комментировать заявление Института Медиа Полиси.

«Это был приказ сверху, что я тут могу прокомментировать? Я ничего не могу сказать. Могу только сказать “ноу коммент”, если есть какие-либо претензии или вопросы, отправьте на почту аппарата президента, мы передадим ваше сообщение нашему руководству», — сказала она.

На пресс-конференции президента 1 августа отдел информационной политики аппарата президента запретил представителям СМИ проводить прямую видеотрансляцию.

На вопрос корреспондента Kloop.kg Александры Ли о том, почему запрещена прямая трансляция, президент ответил, что пресс-служба главы государства имеет право запрещать прямые эфиры.

«У моей пресс-службы есть право запрещать прямые эфиры. Если это противоречит конституции, то обратитесь в Конституционную палату», — сказал он.

Однако съемку и текстовую прямую трансляцию могли вести все журналисты. Вечером того же дня по телеканалам страны была показана полная версия пресс-конференции.